1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Берелидзе Григорий Нестерович

5 побед

(5 + 0)
Берелидзе Григорий Нестерович
  Флаг ВВС

Родился 20 августа 1922 года в селе Сакао близ города Они (территория Грузии). В 1938 году окончил местную школу. После этого работал учителем в школе. В 1940 году призван в ряды Красной Армии, служил в кавалерии. Осенью 1941 года направлен в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в апреле 1947 года. С 21 мая 1947 года по май 1951 года был лётчиком, старшим лётчиком резервного звена 34-го ИАП (147-я ИАД ПВО, 54-я Воздушная армия, Дальневосточный военный округ). С мая 1951 года - старший лётчик 224-го ИАП (32-я ИАД, 54-я Воздушная армия, Дальневосточный военный округ).

Участник боевых действий в КНДР с 25 августа 1952 года по август 1953 года в качестве старшего лётчика 224-го ИАП (32-я ИАД, 64-й ИАК). Совершил 99 боевых вылетов, провёл 22 воздушных боя (имел 13 стрельб), в которых лично сбил 5 самолётов ВВС США и ещё 1 подбил.

С августа 1953 года по 1955 год продолжал службу в составе 224-го ИАП (32-я ИАД, 54-я Воздушная армия). С 1955 года по июль 1960 года - командир звена 799-го ОРАП (54-я Воздушная армия). С июля 1960 года капитан - Г. Н. Берелидзе - в запасе. Жил в городе Они (Грузия). Умер в июне 1990 года.

Награды: медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет ), орден Ленина (14.07.1953 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет); другие медали.

*     *     *

Самой последней прибыла в Китай для участия в боевых действиях в небе КНДР, в состав 64-го ИАК ПВО, авиаполки 32-й Краснознамённой ИАД. Данная авиадивизия ВВС прибыла из Приморья в конце июля 1952 года имея в своём составе 3 авиаполка: 224-й, 535-й и 913-й. Командовал дивизией полковник Г. И. Гроховецкий.

Дивизия прибыла в Китай со своей авиатехникой и первоначально обосновалась на тыловом аэродроме Мукден-Западный. Полки дивизии готовились к боям около месяца и, начиная с 17 августа, постепенно приступили к выполнению боевых заданий с аэродромов Мукден-Западный и Аньшань. До января 1953 года дивизия находилась во втором эшелоне 64-го ИАК и в основном занималась задачей прикрытия передовых аэродромов 64-го ИАК от самолётов противника, который постоянно занимался блокированием их с воздуха. Только 20 января 1953 года все 3 авиаполка дивизии перелетели на передовые аэродромы 64-го ИАК и приступили к более активным боевым действиям в небе Северной Кореи, вплоть до окончания боевых действий на Корейском полуострове в конце июля 1953 года. Но только 4-м лётчикам в составе 32-й ИАД удалось достигнуть статуса аса этой войны.

Наиболее успешно в составе дивизии воевал 224-й ИАП, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Дмитрий Васильевич Ермаков, лётчики которого сбили в воздушных боях 34 американских самолёта и ещё 9 повредили. Правда и свои потери были большие - 24 самолёта и 7 лётчиков. Данный авиаполк был самым молодым в составе 32-й ИАД, так как был сформирован только в мае 1951 года и в этом же году вошёл в состав 32-й ИАД и сразу приступил к освоению реактивной техники. До момента убытия полка в Китай, многие лётчики имели небольшой налёт на МиГ-15, который составлял не более 40 часов налёта. Руководящий состав полка был довольно опытный, что говорил за себя, например тот факт, что в составе полка были 2 Героя Советского Союза. Один из них был командир полка Д. В. Ермаков, а вторым был его заместитель по лётной подготовке подполковник Кузьма Васильевич Новосёлов. Да и остальные лётчики из управления полка имели боевой опыт Великой Отечественной войны или боевых действий с Японией.

Командиры всех 3-х эскадрилий полка также имели боевой опыт либо Отечественной войны, либо воевали с японцами в августе 1945 года на Дальнем Востоке. В остальном же весь рядовой состав эскадрилий полка состоял из молодых лётчиков, которые уже после окончания Отечественной войны закончили авиаучилища и конечно не имели боевого опыта. Для многих участие в Корейской войне было их первым боевым крещением.

Самой результативной в полку была 3-я эскадрилья, которой командовал капитан Пётр Семёнович Миронов. Опытный лётчик и командир, участник Великой Отечественной Советско-Японской войн, он сам активно участвовал во всех боевых вылетах эскадрильи и воздушных боях. Он сбил в небе Кореи 3 истребителя F-86 и ещё двух "Сейбров" подбил, став тем самым 3-м по результативности в полку.

В составе 3-й АЭ самым результативным стал старший лётчик эскадрильи старший лейтенант Григорий Нестерович Берелидзе, которому удалось сбить в корейском небе 5 американских самолётов и ещё 1 подбить. Тем самым он стал асом этой войны! Г. Н. Берелидзе прибыл в состав 224-го ИАП в июне 1951 года из состава 147-й ИАД ПВО вместе с группой лётчиков этой дивизии, для пополнения вновь созданного авиаполка. Попал он вместе со своим другом и однополчанином из состава 34-го ИАП старшим лейтенантом Львом Колесниковым в состав 3-й АЭ 224-го полка, и составили неразлучную боевую пару в составе этой АЭ полка. Вместе они приступили к освоению реактивной техники в составе 224-го полка. Вместе они прибыли в составе полка в Китай и продолжили летать вместе, но уже на боевые задания. Первый боевой вылет они совершили 16 сентября 1952 года, а всего до конца сентября только 3 раза вылетали на боевые задания на деблокировку аэродромов передового базирования, но без встречи с противником. В октябре таких вылетов было 8 у Григория Берелидзе, но ему никак не удавалось встретиться с противником. В ноябре вылетов было ещё меньше - 7, но в этом месяце впервые встретились с самолётами противника, но активного боя не вели. Их звену не везло: то противник избегает вступать в бой, то их звену в ходе боя не удаётся занять хорошую позицию для стрельбы.

Однако в этом месяце лётчики 3-й АЭ наконец-то открыли счёт победам в корейском небе: сначала 18 ноября командир АЭ капитан Миронов подбил одного "Сейбра", а вот 22 ноября, он и ещё старший лейтенант Малютин сбивают 2-х "Сейбров", а старший лейтенант Лазарев подбивает третьего F-86 - и это в одном бою!

Первый же бой со стрельбой оба лётчика провели 10 декабря, когда лётчики 224-го полка осуществляли прикрытие выхода из боя лётчиков 216-й ИАД. Удалось провести бой со звеном F-86, который сложился не совсем удачно для лётчиков 3-й АЭ. В ходе этого боя был сбит замполит АЭ старший лейтенант Василий Лазарев, которому удалось благополучно катапультироваться. Это была первая потеря в АЭ на этой войне!

После этого боя Григория Берелидзе и его ведомого Льва Колесникова отправили на 10-дневный отдых в санаторий Улумпей, из которого они прибыли 25 декабря. Уже 28 декабря они снова участвовали в бою с группой F-86, в котором старший лейтенант Малютин сбил одного F-86. Более напряжённым по накалу боёв стал январь месяц Нового 1953 года. В этом месяце Берелидзе с Колесниковым совершили с десяток боевых вылетов и участвовали в 4-х воздушных боях. В январе 3-я АЭ потерь не имела и смогла увеличить счёт своих побед ещё на 2 "Сейбра" - вновь отличился командир АЭ уже получивший звание майора Пётр Миронов. 21 января 224-й ИАП в полном составе перелетел с аэродрома Мукден-Западный, на передовой аэродром Дапу и сразу приступил к активным боевым действиям. В этот день лётчики 224-го ИАП провели тяжёлый бой с большой группой F-86. С нашей стороны в ней участвовали 2 шестёрки "МиГов", одна из которых была из 3-й АЭ.

В ходе этого боя был подбит самолёт ведомого Берелидзе старшего лейтенанта Колесникова, но он благополучно сел на своём аэродроме. В этом бою повреждения получила 2 наших "МиГа", но оба вернулись на базу и быстро были введены в строй. В свою очередь майор Миронов сбил в этом бою одного "Сейбра". Февраль месяц также не принёс побед паре Берелидзе, да и вообще, февраль месяц был не результативным для всего полка - всего 3 победы, одна из которых на счету лётчиков 3-й АЭ. Благо, что месяц прошёл и без потерь с нашей стороны!

Наконец, наступил первый весенний месяц март. В этом месяце накал боёв возрос где-то вдвое: Берелидзе с напарником совершили в этот месяц более 20 боевых вылетов и провели с десяток воздушных боёв с "Сейбрами" - основными противниками лётчиков 224-го полка. Наиболее трудными выдались первые дни марта. Сначала 3 марта был первый бой, когда паре Берелидзе удалось удачно атаковать пару "Сейбров" и предположительно повредить одного из них. Вот как об этом бое рассказывает в своих воспоминаниях бывший ведомый Берелидзе и его верный товарищ, Лев Петрович Колесников:

"Третьего марта у нас был сильный бой. Подбили Колю Малютина. Шестерка рассыпалась. Где-то пара Миронов - Лазарев. По-одному - Анисимов, Малютин и отдельно пара - Берелидзе и я. Командир дал команду: "Выходим из боя".

И тут мы увидели одиночный МиГ-15, а за ним пару "Сейбров". Мы были выше и, разогнав скорость, сблизились с противником. Гриша дал очередь. Трасса прошла близко к ведущему "Сейбру". Он и его ведомый шарахнулись боевым разворотом (то есть разворотом на 180°) с набором высоты. Гриша повторил их маневр. Такой дикой перегрузки я ещё не испытывал. Кислородная маска оттянулась на резинках. Руки будто пристыли к рычагам, а ноги к педалям. В глазах померкло, а когда прояснилось, то увидел преимущество "МиГа" над "Сейбром" при наборе высоты: мы сблизились с противником на дистанцию огня. Гриша снова дал очередь. "Сейбр" стал быстро терять скорость и повалился. Преследовать второго мы не могли: кончилось горючее. На земле выяснилось, Гриша выручил Колю Малютина. Уйти из-под атаки ему было бы сложно. Подбили Колин самолёт сильно. Пошли докладывать о победе начальству".

Однако эту победу на счёт Берелидзе не записали, видимо он только повредил "Сейбра" в этом бою, так как его обломки поисковой командой не были найдены. Но чувствовалось, что Берелидзе с напарником уже поднабрались боевого опыта, хорошо научились чувствовать себя в бою, да и противник стал не так уж и страшен, если навязать ему свою волю в бою.

Два тяжелейших боя пришлось выдержать лётчикам 224-го ИАП 9 марта - в день похорон Сталина, в корейском небе. Было 2 вылета в этот день, и оба с тяжёлыми боями со своими извечными противниками "Сейбрами". Вот как начало этого боя описывает Лев Петрович Колесников:

"9 марта - вдень похорон Сталина, было пасмурно. Не все части, особенно китайские, были подготовлены к работе в сложных метеоусловиях. Не имели подготовки и мы, "мироновцы". Но кому-то надо было идти на отражения налёта. И мы пошли. Тремя шестёрками. Их доверили вести Миронову. Пробив толстый слой плотной дымки, мы поднялись после мглы в ослепительную голубизну. И столь же ослепительно белым цветом высветился под нами облачный слой. За самолётами тянулся тоже ослепительный белый след. Он чётко обозначил наш строй. Подумалось: сила! Но, посмотрев в глубь неба, я ощутил желание пересесть с сиденья на пол кабины. Уж очень много белых хвостов с трёх сторон сразу торопились к нам".

Противника также было много, и бой разгорелся на нескольких этажах. В ходе одного из маневров, Берелидзе удачно зашёл в хвост одной из пар "Сейбров" и с убойной позиции поразил самолёт ведомого, который тут же рухнул на землю. Это была первая официально засчитанная победа старшего лейтенанта Берелидзе в небе Северной Кореи!

Но бои 9 марта были ожесточённые, в которых лётчики 224-го ИАП сбили двух F-86, но и сами потеряли 2 самолёта и двух лётчиков - это были самые тяжёлые потери полка за всё время участия в корейской войне. Американцы признали в этот день потерю одного своего F-86 и одного F-84. С большой долей уверенности можно утверждать, что в этот день Григорий Берелидзе сбил F-86E № 51-2827 из состава 16-й FIS 51-го FIW, пилот которого 1-й лейтенант Ричард М. Коуден (Richard M. Cowden) также погиб, как и пилот "Тандерджета". Так что потери сторон были равные и одновременно тяжёлыми.

Вторую свою победу в корейском небе Григорий Берелидзе одержал спустя 3 дня в несчастливое для суеверных людей число - 13-го марта. Берелидзе не был настолько суеверным, чтобы отказываться летать в такие дни на боевые задания и спокойно вылетал 2 раза в этот день на боевые задания. Во втором вылете этого дня, в составе эскадрильи он провёл успешный бой с группой F-86 и сбил одного из них. Сбитым оказался F-86E № 52-2879 из состава 336-й FIS 4-го FIW пилот, которого английский лётчик скуадрон-лидер Грэхем С. Хьюлс (Graham S. Hulse), проходивший боевую стажировку в составе авиачасти ВВС США, не вернулся из этого вылета, погибнув на этой войне.

Всего в марте месяце Григорий Берелидзе одержал 3 воздушных победы. 27 марта было сделано 3 боевых вылета, 2 из которых сопровождались боями с "Сейбрами". Вот как сам Григорий Нестерович рассказывает о его тактике боёв с "Сейбрами" и о своей победе 27 марта 1953 года:

"Обнаружив у себя в хвосте противника, надо немедленно выполнить резкий маневр, чтобы не дать вести по себе прицельный огонь ... маневр выполняется с набором высоты. Что бы первоначальная траектория была круче, в первый момент необходимо выпустить тормозные щитки, а затем перейти в спираль с набором высоты...

В большинстве случаев противник стремиться сохранить возможность вести огонь с упреждением, создавая энергичный разворот, и теряет имевшееся вначале преимущество в скорости, постепенно отставая. Это отставание усугубляется тем, что при почти одинаковой тяге двигателей МиГ-15 и F-86, вес самолёта противника значительно больше. Если при этом лётчик F-86 не заметит вовремя пагубность своего положения и не откажется от преследования, то Вы с противником окажетесь на противоположных концах описываемого самолётами круга с преимуществом в высоте, которое в нужный момент легко превратить в скорость. Выбрав удобный момент, когда противник ослабляет энергичность разворота или выходит на прямую, Вам легко перейти в атаку по F-86...

27 марта 1953 года я в паре со своим ведомым атаковал 6 самолётов противника. Нашим огнём боевые порядки противника были расстроены, но одной паре удалось выйти мне в хвост. Мой ведомый оказать мне непосредственной поддержки не мог, так как сам связался боем с F-86. Я выполнил восходящую спираль описанным выше способом, и через некоторое время сам оказался в хвосте у самолёта противника. Однако в этом случае довести атаку до конца не мог, ввиду недостатка горючего".

Эту победу действительно сначала Берелидзе засчитали как подбитый самолёт противника, так как упавшим на корейскую землю его так и не нашла поисковая группа полка. Однако позже, эту победу всё же засчитали Берелидзе как достоверную. На самом деле в этом бою Григорию Берелидзе удалось только повредить в бою F-86F № 51-12936 из состава 335-й FIS, пилоту которого удалось дотянуть на повреждённой машине до своей базы.

Не менее удачным для Григория Берелидзе стал месяц апрель, в котором Григорию Нестеровичу удалось одержать 2 победы, однако одну из них признали как повреждение самолёту противнику и записали как подбитый.

МиГ-15бис Г.Н.Берелидзе.

Самый яркий момент в боевой карьере Григория Нестеровича, случился с ним на этой войне 7 апреля 1953 года. В этот день он совершил 2 боевых вылета и во время второго вылета у него состоялся поединок с одним из американским асом из состава 39-й FIS 51-го FIW капитаном Гарольдом Фишером (Harold E. Fischer) на счету, которого к этому моменту было уже 10 побед в корейском небе. В оперативном рапорте № 0097 из Штаба 64-го ИАК, представленном генералом Слюсаревым в Москву за период 24 часов, 7 апреля 1953, отмечалось следующее:

"В 16:10 шесть МиГ-15 из состава 224-го ИАП во главе со старшим лейтенантом Анисимовым, провели бой с четырьмя F-86 в районе Кидзио на высоте 13 000 метров. В 16:40 после подхода к аэродрому Дапу, пара старшего лейтенанта Берелидзе напала на одиночный F-86, который преследовал самолёт старшего лейтенанта Угрюмова на высоте 1000 -1500 метров. Старший лейтенант Берелидзе сбил этого одиночного F-86 с дистанции 400 метров под ракурсом 1/4. Пилот: капитан Гарольд Эдвард Фишер, личный номер A02204126, командир звена 39-й эскадрильи, 51-го авиакрыла, был взят в плен".

Капитан Фишер был ведущим звена "Питон" по зачистке от вражеских истребителей в районе реки Ялуцзян 7 апреля 1953 года. У самолёта ведомого возникли какие-то технические проблемы в самолёте, и он вернулся на базу. Оставшись один, Фишер продолжил полёт и решил совершить "набег" на китайский аэродром Дапу. Сначала ему удалось подловить на посадке пару китайских "МиГов", и повредил самолёт командира АЭ 43-го ИАП 15-й ИАД ВВС КНР Хан Де Це, но тому удалось благополучно посадить свой повреждённый "МиГ" на полосу аэродрома. Затем Фишер обнаружил подход ещё одной группы "МиГов" - это как, оказалось, были самолёты из состава 224-го ИАП. Он выбрал для атаки одиночного "МиГа", им оказался самолёт замполита 1-й АЭ старшего лейтенанта К. В. Угрюмова, который неожиданного для него подвергся атаке также одиночного "Сейбра". Когда по обшивке самолёта Угрюмова застучали крупнокалиберные пули пулемётов "Сейбра", он стал по радио кричать о помощи, и его крик был услышан. О том, что произошло дальше, расскажет сам Григорий Нестерович:

"Вылетели на боевое задание в составе 3-й АЭ. Возвратились с задания на несколько минут раньше запланированного и при подходе к аэродрому, я взял разрешение у командира АЭ майора П. С. Миронова остаться парой в воздухе над аэродромом (на всякий случай), а остальные пошли на посадку. Когда последний самолёт нашей группы выпустил шасси и пошёл на посадку, откуда-то из-за сопок на малой высоте выскочил "гость" и начал атаковать наш "МиГ". В это время я находился над аэродромом в паре с Львом Колесниковым и слышу с КП полка команду по радио: "Кто в воздухе! "Сейбр" бьёт наш "МиГ" на кругу, помогите!"

Услышав передачу, я посмотрел вниз и увидел силуэт самолётов и естественно определил, что самолёт противника тот, который сзади. С высоты 9000 метров сделал переворот и начал выводить самолёт из пикирования на малой высоте. После перегрузки, как прояснилось в глазах, я увидел, что оказался, как и рассчитывал, сзади самолёта противника на дистанции 3 км. На большой скорости после пике стремительно приближался к нему. У ведомого тоже от перегрузки потемнело в глазах, поэтому после выхода из пике он потерял на время меня из виду. Как только я приблизился на дистанцию огня, противник заметил меня и, бросив свою "жертву", резко развернулся и встал в вираж. Началась настоящая схватка на высоте 500 метров. Снизу, с аэродрома за нами наблюдали все, кто был на земле. И здесь мне помогло самолюбие и лётное мастерство. Сбил я его, а наш подбитый самолёт, по которому вели огонь, приземлился на одной "ноге", но благополучно.

Сбитый мною противник оказался дважды ас американских ВВС капитан 1925 года рождения Гарольд Фишер. За этот бой меня наградили охотничьим ружьём".

Капитан Гарольд Фишер в кабине F-86

F-86FЕ сбитый Г.Н.Берелидзе.
F-86FЕ сбитый Г.Н.Берелидзе.

Так был сбит капитан Гарольд Эдуард Фишер (Harold E. Fischer) - лучший ас из состава 39-й FIS 51-го FIW. Это была уже 4-я личная победа Григория Берелидзе в небе Северной Кореи!

Ещё более ожесточёнными выдались сражения между противниками 12 апреля. В этот день американцы понесли тяжёлые потери, как в людях, так и в технике. У них также был сбит лучший их ас в корейской войне капитан Джозеф М. Макконнелл (Joseph M. McConnell). В этом сражении отличились и лётчики 224-го ИАП, которые в нескольких схватках с "Сейбрами" сбили 3-х "Сейбров" и ещё 2 подбили, но и сами потеряли в одном из боёв 1 самолёт и старшего лейтенанта Маркова. Отличился в этом бою и Григорий Берелидзе...

В 11:15 пилот 224-го ИАП, старший лейтенант Берелидзе, в это время на подходе к аэродрому Аньдун на высоте 9000 метров, напал на пару F-86, которые пытались атаковать садящиеся самолёты 32-й ИАД. Он открыл огонь по ведущему самолёту и сбил его. Затем он атаковал и обстрелял самолёт ведомого, но результатом стрельбы не наблюдал. Позже командование дивизии записало эту победу Берелидзе как подбитый самолёт противника.

Трудно определить, кого мог сбить в этом бою Григорий Берелидзе - по мнению автора, он мог повредить одного из двух "Сейбров", которые по данным аргентинского историка Диего Зампини (Diego Zampini), были повреждены в этот день, но смогли вернуться на свою базу. Это F-86E № 51-2836 из состава 336-й FIS, либо F-86F № 51-2868 из состава 335-й FIS - оба из 4-го FIW. По данным Заипини в этот день именно от огня Берелидзе был сбит F-86F № 51-12942 1-го лейтенанта Франка Р. Ниманна (Frank R. Niemann) из состава 334-й FIS, но это маловероятно, учитывая, что сбит он был недалеко от водохранилища Супхун ГЭС, а Берелидзе сбил своего оппонента в районе аэродрома Аньдун, хотя время гибели Ниманна и победы Берелидзе совпадают.

За апрельские победы старший лейтенант Берелидзе был награждён орденом Ленина. Однако бои продолжались, и в мае месяце произошёл бой, в котором был сбит ведомый Берелидзе и его верный товарищ Лев Колесников, которому удалось благополучно катапультироваться, и уже через 3 дня он снова летал на боевые задания. Это произошло 14 мая 1953 года и о том, как это произошло, рассказывает сам Георгий Несторович:

"В этот день была низкая, сплошная облачность. Облаками были закрыты сопки возле аэродрома. В таких метеоусловиях вообще нельзя было вылетать, а прикрыть ГЭС на реке Ялуцзян, надо было. И вот наше командование решило выпустить нашу пару. Взлетели, к станции подошли на высоте 800 - 1000 метров (выше нельзя было - сплошная облачность), здесь и состоялась эта роковая встреча с шестёркой "Сейбров". Как я упомянул выше, на такой высоте и при таких метеоусловиях, полное преимущество на стороне противника. Бежать с поля боя? Мы не из таких.

Завязалась настоящая схватка, "Сейбры" сбросили по 2 х 200-кг бомбы беспорядочно, вне территории ГЭС. Освободившись от груза, "Сейбры" и "МиГи" вступили в неравную, смертельную схватку. Вначале у нас было позиционное преимущество, и мы с Лёвой удачно обстреляли двух "Сейбров", но через несколько секунд остальные четыре "Сейбра" мгновенно оказались у нас в хвосте.

Задание уже было выполнено, теперь задача выйти из боя, - но как? Единственный выход - уход вверх, в облака. Я скомандовал Лёве: "Уходим вверх, в облака" и пробиться выше облаков и ушли вверх. Но у "Сейбров" были на вооружении локаторные прицелы, которые позволяли вести огонь и по не видимой цели - по силуэту самолёта противника, изображённого на прицеле. Это мы знали, но что мы могли предпринять другое? Ушли в облака и, маневрируя резко на восходящей спирали, чтобы противнику не удавалось вести по нам прицельный огонь. Трассирующие пули проходили мимо моего самолёта в 3 - 5 метрах в стороне. А Лёва?

Лёву сбила другая пара противника. Пробивая вверх облачность, естественно я не мог видеть ни самолёт Колесникова, ни самолёты противника, и держал связь с Лёвой по радио. С секундными интервалами запрашивал его: "Как дела"? - На первый запрос он ответил: "Хорошо, иду в облаках, противник бьёт - сволочь, искры летят по плоскостям".

На следующий запрос через 5 - 10 секунд, последовал ответ: "Хорошо, двигатель встал, катапультируюсь, временно расстаёмся". Из этих слов можно определить, какой силой воли и юмором обладает этот человек. На третий день, после этого боя, Лев пришёл в часть, сел в новый "МиГ" и снова в бой. Обычно после катапультирования, медицина списывала лётчика с лётной работы. Но наши лётчики после непродолжительной медицинской процедуры, снова садились в самолёты и улетали в бой".

В этом вылете пара Берелидзе вылетала в составе 6 экипажей, ведущим был капитан Анисимов. В ходе боя, пара Берелидзе оторвалась от основной группы и попали под удар шестёрки F-86 из состава 51-го FIW, которые вскоре всё же сбили самолёт ведомого.

Реванш за это поражение Григорий Берелидзе взял у американских лётчиков 5-го июня:

"В тот день группа "МиГов", в которой я летел со своим ведомым, была внезапно атакована сверху сзади шестеркой F-86. Отбивая атаки противника, я оказался без ведомого и был атакован последней парой "Сейбров". Я перешёл на энергичную восходящую спираль и уже на втором витке её оказался значительно выше противника. Воспользовавшись большим разрывом по дистанции между ведущим и ведомым F-86, перешёл в атаку по ведущему "Сейбру" и сбил его".

F-84Е сбитый Г.Н.Берелидзе.

В этом бою Берелидзе сбил F-86E № 51-2762 флайт-лейтенанта Джеймса А. Райана (James A. Ryan) из состава 16-го FIS 51-го FIW. Английскому лётчику удалось спастись на парашюте над морем, и он был подобран ПСС ВМС США. Это был уже второй англичанин, которого сбил в корейском небе Григорий Берелидзе! Это была 5-я официальная победа Григория Нестеровича в небе Кореи, и тем самым он стал очередным по счёту асом в составе советского 64-го ИАК.

Григорий Берелидзе продолжал воевать до самого окончания боевых действий в Корее - 27 июля 1953 года. За этот период он провёл около 100 боевых вылетов, участвовал в более 20 воздушных боях, в которых официально сбил 5 самолётов ВВС США типа F-86 и ещё 1 повредил. Сам ни разу сбит или подбит в бою не был...


МиГ-15бис Г.Н.Берелидзе.


Список известных воздушных побед Г. Н. Берелидзе:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
09.03.19531  Ф-86район реки ЯлуцзянF-86E № 51-2827 из состава 16-й FIS 51-го FIW
13.03.19531  Ф-86F-86E № 52-2879 из состава 336-й FIS 4-го FIW
27.03.19531  Ф-86Повредил F-86F № 51-12936 из состава 335-й FIS 4-го FIW
07.04.19531  Ф-86аэродром ДапуF-86F № 51-2852 из состава 39-й FIS 51-го FIW
05.06.19531  Ф-86СиодзиоF-86E № 51-2762 из состава 16-го FIS 51-го FIW

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 99;  воздушных боёв - 22.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д