1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Бойцов Аркадий Сергеевич

6 побед

(6 + 0)
Бойцов Аркадий Сергеевич
  Флаг ВВС

Родился 17 марта 1923 года в городе Подольске Московской области. Окончил среднюю школу, учился в кожевенно-обувном техникуме в Москве. В марте 1941 года окончил аэроклуб и поступил в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июне 1942 года и был направлен в состав 11-го ИАП ПВО (318-я ИАД). В период Великой Отечественной войны совершил 15 боевых вылетов на прикрытие железнодорожных узлов, перевозок и сопровождение особо важных литерных поездов. После окончания войны продолжал службу в составе 11-го ИАП ПВО. В начале 1946 года направлен командиром эскадрильи в 16-й ИАП ПВО, где прослужил до 1954 года. В 1951 года получил звание "Военный лётчик 1-го класса".

В январе 1952 года в составе 16-го ИАП (97-я ИАД ПВО) убыл в правительственную командировку в КНР, принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове в качестве заместителя командира эскадрильи по политической части. За период с 21 января по 28 августа 1952 года майор Бойцов совершил 55 боевых вылетов, провёл более 30 воздушных боёв, в которых лично сбил 6 самолётов противника (4 F-86 и 2 F-84) и ещё 2 F-86 подбил. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1953 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После возвращения из командировки в Советский Союз, продолжил службу в ВВС. В 1958 году окончил Военно-Воздушную академию. В период с 1958 по 1962 год проходил службу в 105-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков в должности командира 296-го авиаполка и заместителя командира дивизии. В 1966 году окончил Военную академию Генштаба. В 1968 году его назначают командиром авиадивизии, а с 14 сентября 1971 года - заместителем командующего ВВС Приволжского Военного округа. С 25 октября 1976 года генерал-майор авиации А. С. Бойцов в запасе. За время службы в авиации освоил 20 типов отечественных и иностранных самолётов, налетал на них свыше 2000 часов. Проживал в городе Самара. Умер 23 июня 2000 года.

Награды: орден Красной Звезды (01.09.1944 г. - за бои в ВОВ), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), орден Ленина (25.09.1952 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 10861 (14.07.1953 г. - за бои в Корее), орден Ленина (14.07.1953 г. - вместе со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (22.02.1955 г. - за налёт в сложных метеоусловиях), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

В начале 1952 года состав 64-го ИАК полностью сменился. Порядком, уставшие в изнурительных боях авиаполки 324-й и 303-й авиадивизий давно требовали замены более свежими авиачастями, что и было, наконец, сделано в январе - феврале 1952 года. На замену прибыли 2 новых советских авиадивизии: одна авиадивизия авиации ПВО страны и другая авиадивизия ВВС.

Первой прибыла в Китай из Подмосковной Калуги 97-я ИАД ПВО, которой командовал Герой Советского Союза полковник А. Г. Шевцов. Дивизия была двухполкового, то есть "облегчённого" состава, которая должна была сменить 324-ю ИАД полковника И. Н. Кожедуба, которая также была "облегчённого" состава.

97-я ИАД ПВО состояла из 2-х авиаполков, со славной боевой историей. В состав дивизии входил 16-й ИАП ПВО - один из старейший авиаполков авиации ПВО Страны. Им командовал Герой Советского Союза полковник Н. Ф. Кузнецов. Вторым полков в составе дивизии был 148-й Краснознамённый ГИАП ПВО, которым командовал подполковник Мохнаткин. Дивизия прибыла эшелоном в Мукден без авиатехники в середине января 1952 года. Так как сменять необходимо было в срочном порядке выбивающуюся из сил 324-ю ИАД, то без раскачки личный состав 97-й ИАД приступил к приёму авиатехники у 324-й ИАД и уже с 21 января 1952 года лётный состав дивизии приступил к облёту района боевых действий. Оба полка 97-й дивизии обосновались на авиабазе в Аньдуне и к активным боевым действиям приступили с первых дней февраля месяца.

97-я авиадивизия ПВО без должной подготовки была брошена в бой в начале февраля 1952 года и сражалась в небе Северной Кореи до 28 августа 1952 года. За этот период лётный состав дивизии произвёл 4189 боевых самолёто-вылетов, участвовал в 164 групповых воздушных боях, в которых засчитано 68 самолётов противника и подбито ещё 17 вражеских самолётов. Свои потери составили 21 самолёт и 10 лётчиков. В составе дивизии только 2 лётчика достигли статуса аса и ещё 3 были близки к этому статусу, но не достигли его. Самым результативным лётчиком дивизии стал заместитель командира АЭ по политической части 16-го ИАП капитан Аркадий Сергеевич Бойцов, который лично сбил в боях в корейском небе 6 американских самолётов. За это он был единственным из всего личного состава дивизии представлен к высокому званию Герой Советского Союза.

16-й авиаполк ПВО прибыл в Китай из посёлка Инютино без своей авиатехники и технического состава. Во второй половине января полк полковника Кузнецова сменил на аэродроме Аньдун 196-й ИАП 324-й ИАД, приняв от данного авиаполка не только авиатехнику, но и весь технический состав. Уже с 21 января лётчики полка начали вылетать полковыми группами на облёт района боевых действий. Лётный состав 16-го полка был довольно опытный, хотя лётчиков имеющих боевой опыт Великой Отечественной войны было не так много, в основном это был командный состав полка и эскадрилий, остальные лётчики хоть и имели хорошую подготовку как лётчики ПВО, но "пороха" ещё не нюхали. Для многих это было первое боевое крещение!

Самой опытной по составу была 3-я эскадрилья, которой командовал опытный боевой лётчик майор А. П. Тарзудин. В составе этой АЭ и был замполитом эскадрильи капитан Бойцов. Аркадий Сергеевич был к этому времени довольно опытным лётчиком: участник Великой Отечественной войны с июля 1942 года в составе 11-го ИАП ПВО, и хотя ему не довелось встретиться с врагом в небе Подмосковья, которое он охранял в составе этого авиаполка, но налёт у него на различных типах истребителей был очень солидным, в том числе ночью и в СМУ.

В состав 16-го ИАП Бойцов попал сразу после окончания Отечественной войны в составе которого он освоил первые реактивные самолёты, в том числе и МиГ-15. В декабре месяце 1951 года в полк прибыла высокопоставленная делегация во главе с командующим авиации ПВО страны генералом Е. Я. Савицким и заместителем командующего ВВС страны генералом Ф. А. Агальцовым, которые сообщили, что в ближайшее время полк будет направлен в Китай для оказании интернациональной помощи дружественному народу КНДР, который героически сражается за свою целостность с агрессией со стороны США и их союзников. Так в одночасье лётчики 16-го ИАП и всей 97-й ИАД, куда входил данный авиаполк, стали "добровольцами" на эту далёкую войну.

Сборы на эту войну оказались очень короткими и уже через день после объявления их "добровольцами", весь лётный состав полка и его штаб убыл в Москву, где он был погружён в поезд Москва - Пекин и убыл в боевую командировку на неопределённый срок. Границу КНР пересекли уже на новый 1952 год, где их переодели в форму китайских народных добровольцев, без каких либо знаков различая. В начале января 1952 года эшелон прибыл к месту конечной остановки, в китайский город Аньдун, где располагалась самая большая передовая авиабаза 64-го ИАК и его штаб. С этой авиабазы и предстояло лётчикам 97-й ИАД действовать в небе Северной Кореи.

Началась напряжённая работа по подготовке полка к боевой работе: полк принял самолёты МиГ-15бис, на которых ранее воевали лётчики 196-го ИАП (324-я ИАД), которых сменяли лётчики 16-го ИАП. Вместе с самолётами прибыл в полк и технический состав, ранее обслуживавший самолёты 196-го ИАП - техники, в отличие от лётчиков, оставались на второй срок. В полку побывало несколько лучших лётчиков 196-го ИАП, во главе с его командиром полковником Е. Г. Пепеляевым, которые поделились со своими сменщиками своим боевым опытом и рассказали об особенностях воздушных схваток с пилотами США и приёмами воздушного боя, которые применялись в этих боях, на том и закончилась подготовка к боям. Уже начиная с 21 января, лётчики 16-го ИАП приступили к выполнению боевых вылетов на перехват самолётов противника.

Боевой основной задачей лётчиков полка и дивизии, была охрана с воздуха стратегически важных объектов на территории Северной Кореи. К таким объектам относился стратегический мост в районе Аньдуна, соединяющий Китай и Северную Корею, по которому бесперебойно шло снабжение всем необходимым армии КНДР и частей КНД, а также Супхун ГЭС, которая снабжала электричеством всю Северную Корею. Налёты на эти объекты авиация ООН совершала почти ежедневно и крупными силами ударной авиации и над этими объектами постоянно шли ожесточённые сражения.

Уже в начале февраля месяца лётчики полка открыли счёт сбитым самолётам США, а всего в феврале лётчиками полка было сбито 6 самолётов США (все истребители типа F-86), но и свои потери были очень чувствительными: потеряно 4 самолёта и погибли 4 лётчика полка. Сказывалось отсутствие боевого опыта и слабость лётно-тактической подготовки лётчиков полка к современной войне.

Эскадрилья майора А. П. Тарзудина, в которой служил Аркадий Сергеевич, избежала потерь в первый трудный месяц боёв и с каждым боевым вылетом набиралась боевого опыта и мастерства и постепенно стала на равных бороться с опытными пилотами "Сейбров". Уже 11 марта лётчики эскадрильи добились большой победы, сбив в 2-х воздушных боях в этот день, сразу 4 истребителя F-86 без своих потерь. А свою первую победу капитан Бойцов одержал в мартовских боях на своём 15-м боевом вылете.

В тот день звено "МиГов", под командованием Аркадия Бойцова, подняли для охраны с воздуха аэроузла Аньдун, который постоянно подвергался набегам "Сейбров-охотников", которые незамеченными выходили со стороны Аньдунского залива и на малой высоте подходили к аэродрому, расположенному рядом с этим заливом и подкарауливали наши самолёты, которые возвращались на остатках топлива и с малым остатком боеприпасов, били их на посадке или взлёте и тут же спасались бегством в море, куда нашим лётчикам категорически запрещалось заходить.

Вот такая пара любителей лёгкой наживы и попалась лётчикам звена Бойцова. Пара "Сейбров" крадучись шла к нашему аэродрому, и не видели наших "МиГов". У Аркадия Сергеевича было отличное зрение, и он первым увидел непрошенных "гостей". Передав ведомому об атаке, он, используя преимущество в высоте, зашёл со стороны солнца в хвост одному из F-86 и удалил по нему из всех пушек. От "Сейбра" полетели обломки, он задымил и стал уходить в сторону залива, где и упал в море.

Однако эта победа не была засчитана Аркадию Сергеевичу официально, так как не было вещественных доказательств этой победы и таких не подтверждённых побед на счету Аркадия Сергеевича имеется 3 штуки, но таковы были правила учёта побед в составе 64-го ИАК - без вещественных доказательств виде обломков или бирок со сбитого самолёта противника, нашим лётчикам победы не засчитывались. Поэтому несколько десятков, если не сотен американских самолётов лежат в виде обломков на дне Жёлтого моря или труднодоступных горах Северной Кореи, которые так и не были учтены многим нашим лётчикам.

Свою первую, официально подтверждённую победу Аркадий Сергеевич одержал 13 апреля 1952 года, когда его подняли в составе группы на перехват обнаруженной цели, которая приближалась к их аэродрому. Вот как развивались события этого боя:

"13.04.1952 г. эскадрилья МиГ-15 из 16-го ИАП 97-й ИАД на высоте 9000 метров в районе Дээгуандонг вступила в бой против 24-х Ф-86. Майор Бойцов А.С., будучи командиром второго звена восьмёрки МиГ-15, первым обнаружил самолёты противника, быстро и правильно принял решение на атаку, энергично занял выгодное положение и атаковал превосходящие силы противника. Бойцов А.С., как смелый лётчик и хороший воздушный стрелок, с первой же атаки сбил истребитель противника Ф-86. Сбитый им самолёт взорвался в воздухе. Лётчики эскадрильи, беря пример с Бойцова А.С., действовали в бою смело и уверенно. 23 истребителя противника, не приняв активного наступательного боя с 8 МиГ-15, поспешно отошли в Корейский залив. Поставленная задача эскадрильей была выполнена. Решение майора Бойцова А.С. на вступление в бой было правильное. Смелая, энергичная атака лётного состава эскадрильи по личному примеру майора Бойцова А.С. вынудила противника к беспорядочному отходу из района боевых действии".

Сбитый им пилот "Сейбра"(F-86Е № 50-0636), был из состава штабного звена 51-го FIW ВВС США - даже американская сторона признаёт, что данный "Сейбр" был потерян в районе аэродрома Аньдун, находящегося на китайской территории, а его пилот майор Джордж Вендлинг (George V. Wendling), погиб.

18 апреля капитан Бойцов в паре с ведомым старшим лейтенантом Василием Щипаловым вылетел на разведку погоды. На высоте 8000 метров, к району базирования наших частей подходила четвёрка истребителей противника типа F-86. Бойцов принимает решение атаковать четвёрку и смелыми действиями, умелыми атаками изгоняет истребителей противника из района базирования нашей авиации. За отвагу в бою командиром соединения ему была объявлена благодарность.

В апреле месяце Аркадий Сергеевич одержал ещё 2 победы, во время довольно рискового рейда в район действия ИБА противника. Утром 30 апреля на аэродром Аньдун прибыл командующий авиацией ПВО страны генерал-лейтенант Е. Я. Савицкий в сопровождении командира 64-го ИАК генерал-майора Г. А. Лобова. Командиру 16-го ИАП Герою Советского Союза полковнику Н. Ф. Кузнецову, была дана команда отобрать наиболее опытных 6 лётчиков полка, для выполнения особого и одновременно опасного задания. Задание состояло в том, чтобы небольшой группе "МиГов" совершить в полном радиомолчании обходной маневр в глубь территории Северной Кореи, выйти в район, где безнаказанно действовала ИБА противника и неожиданно ударить по порядкам ударной авиации ВВС США и нанести ей максимально возможный урон.

Для выполнения этого рискованного задания, командование полка решило послать шестёрку экипажей из состава наиболее удачно действующей 3-й АЭ. Группу возглавил заместитель командира АЭ по лётной части, капитан П. С. Минервин. В состав группы также вошли: пара капитана А. С. Бойцова с ведомым старшим лейтенантом Л. Толубенским и пара капитана С. С. Токарева с ведомым старшим лейтенантом Л. П. Морщихиным. Самого командира группы защищал старший лейтенант Абрам Левин.

Взлетели с подвесными топливными баками и, поднявшись на высоту 10000 метров в полном молчании, направились в обходной полёт. Наведение группы осуществлялось с ВПУ, находящемся в районе Анджу, откуда наших лётчиков по радио наводил на цель майор А. Р. Прудников. Наконец, поступила команда с земли: "Разворот вправо. Впереди вас группа американцев, атакуйте". Развернувшись, наши лётчики обнаружили смешанную группу, состоявшую из 4-х звеньев F-80 и F-84, без какого либо прикрытия - видимо американцы чувствовали уверенно в данном районе, куда почти никогда не заглядывали "МиГи". Сбросив свои ПТБ, наша шестёрка, распавшись на пары, атаковала противника, которые шли ниже нашей группы на 2 - 3 тысячи метров. В первой же атаке Бойцов и ещё кто-то из группы сбили двух F-84, и противник стал беспорядочно сбрасывать свой опасный груз, строй звеньев распался и парами и одиночно, они устремились к спасительному морю. Однако до безопасной черты долетели далеко не все. Преследуя противника, наши лётчики сбили ещё 4 штурмовика противника, одного из которых сбил капитан Бойцов.

О том, как в подробностях проходил этот бой рассказал в своих воспоминаниях участник этого боя Лев Павлович Морщихин:

"В тот день только позавтракали, объявили готовность № 1. Едва успели пристегнуть привязные ремни, с СКП взвилась зелёная ракета. По радио спокойный голос Тарзудина: "Взлетайте побыстрее". Больше для порядка и проверки связи, шестёрку вел Сергей Сергеевич Токарев, я был ведомым у Абрамова в левой паре. Уже в воздухе главная рация дала команду: идите в район "Сапога".

Всем приметным ориентирам были даны условные наименования. Набрали высоту 10000 метров, с КП дали воздушную обстановку и тут же команду: "Работать будете по низам!" Это значит на малых высотах. Ох, как нехорошо... Ох, как плохо... Мы привыкли работать на потолке, а не по низам. Плохо. Стали снижаться. Голова поворачивалась на все 360°. По спине побежали мурашки. Высота и скорость - это наши козыри, преимущество наших "МиГов". Идя на малые высоты, мы были равными с "Сейбрами". С КП сообщают: "Смотрите, внизу по земле работают "Шуты" и "Тандерджеты" - ваша цель".

"Шутинг Стар" и "Тандерджет" - это одни из первых реактивных американских истребителей-штурмовиков. У них и скорость 900-1000 км/час. Для "МиГов" - семечки. С ними вести бой - это всё разно как было в Отечественную войну вести бой на "Яках", или "Лавочкиных" с Ю-87 - "Лаптёжниками" (так их звали в обиходе). Опыт подсказывал: что-то хитрое придумали янки. Ходим над сопками на высоте 2 - 3 тысячи метров. "Шутов" не видим. Сопки горят в нескольких местах. "Шуты" зажгли напалмом. Поджигателей не видать. Сопки зелёные и Ф-80 под их цвет покрашены. Главная рация надрывается. Помогают зенитчики. Подсказывают: "Смотрите, вы с целью вместе. "Сейбров" нет. - Смотрите, зенитчики по ним работают". Шапки от разрывов кругом, а "Шутов" нет. Хоть и шелковый шарф на шее и он не помогает, трёт шею. Голова крутится не то что на 360°, а на все 720°. А "Шутов" не видно. Пошли на разрывы зениток, артиллеристы шумят: "Не мешайте".

И вдруг совсем рядом левее меня и чуть ниже "Тандерджет". Кричу по рации: "Шуты" под нами". И пошла метелица радиошума: "Вот они, бей!", - "Цель вижу". И сплошной гам. Круговерть боя. Главная рация всех перекрыла: "Прекратить радиообмен, работать спокойно, "Сейбров" нет, всем молчать". Наше появление было, видимо, неожиданно для противника. "Тандерджет" был так близко, что довернуть на него не было никакой возможности, да и скорость была велика. С перепугу лётчик "Тандерджета", чтобы уйти из-под моего удара, стал уходить переворотом в момент, когда мы поравнялись. Увидел жёлтое пузо самолёта и вскоре среди пламени на земле отлетевшее тоже жёлтое крыло, ещё взрыв. Высота то была мала, и лётчик ничего не мог сделать. Так и врезался в сопку. Всё это было столь мгновенно, что только успел сказать по рации: "Есть один" - уже в развороте для нового захода.

Впереди были шапки разрывов зениток и прямо по курсу одна десятка, ещё дальше другая, десятка "Шутов" и "Тандерджетов". Обнаружив нас, штурмовики выстраивались в оборонительный круг: один, другой - эффектная возможность обороны южан. Однако и у нас была заготовка, как их атаковать. Зенитчики вели огонь выборочно, чтобы не поразить нас. В пылу боя мы не обращали внимания ни на их огонь, ни на то, что у самих баки не сброшены. Главная рация напомнила: "Ласточки, ласточки, вам затвор". В переводе на наш житейский язык: "Летчики на "МиГах", сбросьте баки". Они были не нужны: керосин из них выработали, но сбрасывать надо только в горизонтальном полёте. А где тут, если шла круговерть боя. "Шуты" били по нам, мы по "Шутам" и всё это на малой высоте, на околозвуковых скоростях. Едва выбрал кусочек горизонтального полёта: "Витёк, затвор", полетели и его и мои баки на землю. А с КП шумят: "Ласточки, вам тропа", то есть "Идите на посадку и в открытую смотрите за горючим. Всем тропа..."

У истребителя в таких условиях боя на малой высоте горючего хватает на 40 - 50 минут полёта. "Шуты" и "Тандерджеты", образовав 3 - 4 оборонительных круга, перестраивались в один и тянули на воду - в море, благо оно виднелось вдали, а нам на водичку - ни-ни, категорически запрещено. Боялись, чтобы кого из нас не сбили, а потом Организации Объединенных Наций не показали. Нас советских нет. "Сталинские соколы" не участвуют в грязной войне.

Токарев подал команду: "Кучерявый, смотри за верхом". Такой позывной мне Коля Наумов придумал, конечно, не за густую шевелюру, а за солидную залысину, которая заметно увеличивалась за последнее время. Надо полагать от переживаний. Чего греха таить, всё же страшновато было. Храбрись, не храбрись, а жить каждому хочется. Каким-то неведомым усилием, силой воли загоняешь этот страх, чтобы никто не догадывался. Храбришься в меру возможного.

"Кучерявый, смотри, как бы не подкараулили". Опасения обоснованные: уж больно легко и результативно проходил этот бой. Хорошо видели вдали и чаще других замечали противника, глазастыми были в полку Токарев, Наумов, Олейник, Молодцов, да и у меня зрение вдаль до сих пор хорошее. Видишь противника - половина успеха, а в атаке все 100% победы. Круговерть боя была азартной, и только близость моря да моргающая красная лампочка на приборной доске - сигнал: горючего на 15 минут. Настойчивое требование, КП дивизии: "Ласточки, вам тропа", "Немедленно - выполняйте. Всем тропа". Наконец-то, не выдержав, открыто: "Горючее на исходе. Всем посадка".

Витёк Абрамов скомандовал: "Последняя". "Идём домой". Собиралась шестёрка по пути на аэродром. Бойцов с напарником Леонидом Толубенским сели в Сингисю у корейцев за рекой. Не хватило керосина. Мы с Абрамовым садились парой с остановившимися двигателями. Счастливые. У ведущего группы Токарева двигатель остановился на рулёжке. Вся шестёрка стреляла, а кинофотопулемёты зафиксировали лишь 4 сбитых. Наземные наблюдатели подтвердили падение 9 самолётов. Зенитчики взяли себе 2 самолёта. Позже контрразведка уточнила: на базу не вернулись 11 самолётов южан. Было это 30 апреля. После этого боя над Кореей до 5 мая противник не летал. Передышка и нам пошла на пользу. В мае мы могли вылетать большим составом".

При возвращении на свою базу, у пары Бойцова не хватило топлива до Аньдуна и им пришлось сделать посадку на аэродроме Сингисю, расположенного на границе с КНР, на территории Северной Кореи. Заправившись, они через несколько часов благополучно сели на своём аэродроме в Аньдуне. В итоге этого довольно рискованного вылета, наши лётчики сбили 6 ударных самолётов США (3 F-80 и 3 F-84), без своих потерь, а самое главное, нанести очередной чувствительный удар по авиации противника. Все участвовавшие в этом бою лётчики полка командованием корпуса были повышены в звании на одну ступень. Так Аркадий Сергеевич стал майором! Все 6 лётчиков также были награждены орденами: майор Бойцов был удостоен ордена Ленина, а остальные орденами Красного знамени. Американская сторона признала спустя много лет, потерю только 2-х своих F-80 из состава 35-й и 36-й FBS (8-го FBW), оба пилота которых, попали в плен. А также признала потерю одного F-84Е-25 (№ 51-536) из состава 8-й FBS (49-го FBW), пилот которого, 1-й лейтенант Джордж Хэнсен (George H. Hansen), погиб - правда командование ВВС США заявляет, что он был сбит огнём с земли 1 мая, что довольно сомнительно. По данным советской стороны, в плен к северокорейцев 30 апреля попали 2 пилота с F-80, а не один как заявляет американская сторона.

Очередную свою победу Аркадий Сергеевич одержал 6 мая, когда в короткой схватке серьёзно повредил одного "Сейбра", который по данным радиоперехвата не долетел до своей базы: "Майор Бойцов А.С. получил боевую задачу - вылететь парой на свободную "охоту" на высоте 8000 м. В районе Сиодзио, ими была обнаружена четвёрка истребителей противника. Как и всегда, Бойцов А.С. принимает решение на атаку независимо от количественного превосходства противника и вступает в бой. На второй атаке он сбивает один самолёт противника Ф-86. Остальные 3 самолёта переворотом и отвесным пикированием ушли в залив. В этом бою Бойцов А.С. показал себя зрелым тактиком, мастером внезапной атаки". Предположительно жертвой майора Бойцова стал пилот из состава 336-й FIS, самолёт которого был списан 9 мая. Пилот довёл машину до своей базы но при посадке разбил машину, сам при этом получил ранения, но остался жив.

9 мая, из-за усталости лётного состава полка было принято решение отвести 16-й ИАП в тыл, в состав второго эшелона и полк перелетел на тыловой аэродром Мукден-Западный, откуда лётчики стали выполнять боевые задания до конца своей боевой командировки - до конца августа месяца 1952 года. Задача полка теперь была прикрывать взлёт и посадку своих товарищей, которые действовали с передовых аэродромов 64-го корпуса: Аньдун, Мяогоу и Дапу. Кроме того, при возникновении сложной обстановки полк поднимали для усиления других соединений 64-го ИАК или для оказания поддержки и помощи в бою. Именно в этот день 9 мая вновь отличился Аркадий Бойцов: "9.05.1952 г. майор Бойцов А.С. получил боевую задачу - вылететь парой на свободную охоту в районе Киодзио-Тэйсю-Сяренкан. В районе Киодзио, на высоте 4000 м им было обнаружено до 24 штурмовиков противника Ф-80 и Ф-84, которые шли курсом из Корейского залива в направлении переправ и ж/д мостов в районе Ансю. Майор Бойцов А.С. проявляет геройство и ведет парой бой с превосходящими силами штурмовиков противника. Исключительно дерзкой и внезапной атакой он сходу сбивает 1 самолёт противника типа Ф-80, который взорвался в воздухе, а остальные в панике, беспорядочно сбросили бомбы на сопки и поспешно, в рассеянном боевом порядке на бреющем полёте, скрываясь за вершинами гор, ушли в Корейский залив. Этот бой подтверждает зрелость лётчика-истребителя Бойцова А.С., его отвагу, мужество и героизм". Предположительно жертвой Аркадия Бойцова стал F-84E № 49-2393 из состава 7-й FBS 49-го FBW, пилот которого 2-й лейтенант Уильям Джонсон (William Johnson) погиб. Однако командование части, не имея вещественных доказательств данной заявки, не засчитало эту победу майору Бойцову.

За период с 10 мая и до вывода полка из состава 64-го ИАК в конце августа 1952 года, полком было одержано всего 4 победы, 2 из которых на счету майора Бойцова. Аркадий Сергеевич часто вылетал парой или звеном на перехват "Сейбров-охотников" в район наших аэродромов, но ни разу не удалось застать противника врасплох и он, обнаружив наряд "МиГов", тут же прекращал своё задание и уходил в Аньдунский залив. Виной тому была светлая окраска наших "МиГов", которые были видны в воздухе на многие километры. Тогда Аркадий Сергеевич попросил у командования части нанести на его машину и машину его ведомого Василия Щипалова камуфлированную окраску под цвет местности и получил на это согласие.

Теперь используя камуфляж своих самолётов, пара Бойцова вылетала на перехват F-86 на малой высоте, скрываясь на фоне местности, а затем, обнаружив противника, совершали резкий вертикальный маневр и, подойдя незаметно к противнику, наносили смертельный удар по противнику. Эту свою тактику Аркадий Сергеевич проверил во время вылета утром 11 июля на перехват пары F-86, которые хотели поживиться в районе нашего аэродрома. Всё получилось внезапно для противника и один из "Сейбров" получил удар снизу, от которого его двигатель стал дымить и "Сейбр" стал уходить в сторону моря резко снижаясь. Вот версия этого боя из личного дела Аркадия Сергеевича: "11.07.52 г. Бойцов А.С. вылетел в составе группы с аэродрома Мукден-Западный, с задачей деблокирования аэродромов Аньдун, Фенчен. Задача выполнялась в сложных метеоусловиях при 8 - 9 бальной кучевой облачности. Бойцовым А.С. были обнаружены 4 самолёта Ф-86, о чём было доложено ведущему группы. По своей инициативе и по разрешению командира группы, майор Бойцов А.С. парой атаковал истребители противника. С первой же атаки майор Бойцов А.С. сбил один самолёт Ф-86, который упал на китайской территории, а вражеский лётчик выбросился с парашютом. Остальные истребители были изгнаны в район залива. Этот бой доказывает, что Бойцов А.С. в каждом боевом вылете атакует противника и уничтожает его. Этот бой так же подтверждает умение Бойцова А.С. вести воздушный бой в сложных метеоусловиях". Так майором Бойцовым была одержана 5-я официальная победа. Он стал очередным асом в составе 64-го ИАК.

На следующий день, 12 июля майор Бойцов повторил свою тактику и снова успешно: под удар попала пара "Сейбров", но уже из состава 16-й FIS (51-го FIW). Был серьёзно повреждён F-86Е (№ 50-0597), которым пилотировал капитан Патрик Эллис (Patrick M. Ellis), которому удалось дотянуть до Западно-Корейского залива и там катапультироваться из подбитой машины. Вскоре его подобрала спасательная служба ВВС США, и он остался жив. Это была последняя победа Аркадия Сергеевича в этой войне, но сам он считал, что одержал 9 побед в небе Кореи, часть из которых ему незаслуженно не засчитали.

"Майор Бойцов А.С. заместитель командира авиаэскадрильи по политической части. Эта эскадрилья в правительственной командировке сбила 15 самолётов противника, не имея при этом своих потерь. Являясь политическим руководителем подразделения, пользуется большим авторитетом у личного состава, как отличный воспитатель, мастер воздушного боя, чуткий и отзывчивый, старший товарищ. У него учились боевому мастерству лётчики его подразделения, части и всего соединения. Выполняя задачу в правительственной командировке, майор Бойцов А.С. проявил отвагу, мужество и геройство, лично сбил 6 самолётов противника, в том числе 4 истребителя типа Ф-86, штурмовика типа Ф-80 ("Шутинг Стар"), подбил 2 самолёта противника типа Ф-86. За образцовое выполнение боевых заданий командования на Корейском театре военных действий и проявленные при этом мужество и геройство представлен к присвоению звания "Герой Советского Союза". Звание присвоено 14.07.1953 года".

Всего в небе Кореи майор Аркадий Сергеевич Бойцов совершил 55 боевых вылетов, участвовал в более 30 воздушных схватках, в которых официально сбил лично 6 самолётов ВВС США. По словам самого Аркадия Сергеевича, он сбил в небе Кореи 9 самолётов ВВС США: 7 F-86 и 2 F-84.



МиГ-15бис Б.С.Абакумова.

Список воздушных побед майора А. С. Бойцова в Корейской войне:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
13.04.19521  Ф-86ДэгуандонгF-86E № 50-0636 из состава штабного звена 51-го FIW
30.04.19521  Ф-84район реки ЯлуцзянПредположительно, F-84E-25 № 51-536 из состава 8-й FBS 49-го FBW
1  Ф-84 
06.05.19521  Ф-86СиодзиоПредположительно F-86E из состава 336-й FIS
11.07.19521  Ф-86аэродром АньдунF-86A № 49-1316 из состава 336-й FIS 4-го FIW
12.07.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянF-86E № 50-0597 из состава 16-й RS 51-го FIW

      Всего сбитых самолётов - 6 + 0;  боевых вылетов - 55;  воздушных боёв - более 30.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д