1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Бычков Сергей Степанович

5 побед

(5 + 0)
Бычков Сергей Степанович
  Флаг ВВС

Родился 17 сентября 1919 года в городе Благовещенске Башкирской АССР. В 1936 году окончил 7 классов средней школы. В октябре 1939 года призван в ряды Красной Армии и был направлен в школу авиаспециалистов при 730-й авиабазе ВВС РККА. С ноября 1939 года - курсант школы младших авиационных специалистов при 756-й авиабазе ВВС (1-я Отдельная Краснознамённая армия, Дальневосточный военный округ). В марте 1940 года направлен в военную авиационную школу пилотов ВВС 1-й ОКА, которую окончил в июле 1941 года и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С октября 1942 года служил пилотом 67-го ЗАП (станция Шимановская, Амурской области).

В декабре 1942 года направлен в 5-й ИАП (249-я ИАД, 9-я Воздушная а рмия, Дальневосточный фронт). В период с 9 августа по 3 сентября 1945 года в составе 5-го ИАП (249-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт) в качестве заместителя командира эскадрильи лейтенант С. С. Бычков участвовал в боевых действиях против Японии. Летал на Як-3, побед не имел.

В апреле 1947 года в связи с расформированием 5-го ИАП лейтенант С. С. Бычков переведён в 17-й ИАП (190-я ИАД, 2-й САК, 9-я Воздушная армия). 4 октября 1950 года 17-й ИАП вошёл в состав 303-й ИАД (54-я Воздушная армия) и приступил к освоению реактивной техники.

В период с 28 марта 1951 года по 1 марта 1952 года капитан С. С. Бычков принимал участие в боевых действиях в небе КНДР в должностях командира звена и заместителя командира - штурмана эскадрильи 17-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Совершил за этот период около 100 боевых вылетов. Проведя около 40 воздушных боёв, лично сбил 5 самолётов противника.

После возвращения из КНР в марте 1952 года капитан С. С. Бычков продолжил службу в составе 17-го ИАП (303-я ИАД, 54-я Воздушная армия) в качестве командира эскадрильи. В феврале 1955 года направлен на 2-е Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава в городе Таганроге. 23 мая 1955 года майор С. С. Бычков трагически погиб в авиакатастрофе.

Награды: медаль "За боевые заслуги" (15.11.1950 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (17.12.1951 г. - за бои в Корее).

*     *     *

Командир звена старший лейтенант Бычков Сергей Степанович, бывший лётчик 5-го ИАП, в составе которого служил с ноября 1942 года. Вместе с другими лётчиками 5-го ИАП участвовал в августе 1945 года в боях против Японии на Дальнем Востоке в должности заместителя командира эскадрильи. После расформирования 5-го ИАП весной 1947 года, лейтенант Бычков, как и многие лётчики 5-го ИАП, попал в состав служить в состав 17-го ИАП (190-я ИАД) на должность командира звена.

После того, как 17-й ИАП был передан в состав 303-й ИАД, в конце 1950 года лётчики полка приступили к освоению реактивной техники, в том числе и Сергей Бычков. Только освоив полёты на новом МиГ-15бис, полк в составе дивизии весной 1951 года убыл в правительственную командировку на войну в Корее. Лётчики 17-го ИАП перед началом боевых действий, имели налёт на МиГ-15 в среднем по 15-20 часов, но не отставали от лётчиков других полков 303-й и 324-й ИАД, налёт у которых был значительно больше.

В отличие от лётчиков двух других звеньев 1-й АЭ, свой первый боевой вылет Сергей Бычков совершил только 26 июня в паре со старшим лейтенантом Александром Широковым в звене Николая Сутягина, и провёл свой первый воздушный бой с 6 F-86, который закончился тем, что пара Сутягин - Шулёв сбила двух "Сейбров". Пара Сергея Бычкова прикрывала атаку пары Сутягина и обеспечила им спокойную обстановку сзади.

Но повоевал в июне месяце Сергей Бычков не много, а в начале июля погода над Северной Кореей резко испортилась, и наступило короткое затишье в боях. В эти дни затишья на состав 303-й ИАД обрушилась другая беда: из-за дождей испортилось качество питьевой воды, и многие лётчики дивизии, которые игнорировали кипячение питьевой воды, а также мытьё овощей и фруктов, стали заболевать. За период с 5 по 20 июля в частях дивизии резко увеличилось количество желудочно-кишечных заболеваний: в 17-м ИАП - 9 случаев, в 18-м ГИАП - 7 случаев. Причина - употребление не кипяченой воды и плохо вымытых фруктов. Особо пострадала от желудочно-кишечных заболеваний 1-я эскадрилья 17-го ИАП. По этой причине уже 13 июля убыли по болезни из состава 1-й АЭ в распоряжение генерала Красовского лётчики лейтенант Алехин Иван Михайлович, лейтенант Макаров Владимир Николаевич и старший лейтенант Останков Алексей Афанасьевич. А 17 июля и командир звена 1-й АЭ старший лейтенант Сергей Бычков убыл в госпиталь на стационарное лечение, где пробыл до 8 сентября. По сути 1-я эскадрилья лишилась сразу 4-х пилотов, из которых, только Бычков вернулся в полк спустя почти 2 месяца, трое других лётчиков так в полк уже не вернулись. По сути, Сергей Бычков вновь приступил к выполнению боевых вылетов только в начале сентября месяца, вернувшись после лечения из госпиталя.

Свой первый боевой вылет после возвращения в строй, Сергей Бычков совершил 8 сентября, когда над территорией Северной Кореи наконец-то наступила стабильная лётная погода, что и повлияло на активизацию боевой деятельности авиации противоборствующих сторон. 8 сентября полк провёл результативный бой. Группа в составе 26 экипажей МиГ-15 под командованием майора Пулова в 8:14 была поднята в воздух на отражение штурмового удара противника в районе Сюкусен. 1-я АЭ находилась в группе прикрытия. Облачность составляла 6 - 9 баллов, поэтому на предварительной подготовке звену старшего лейтенанта Бычкова была поставлена задача, выполнять задание за облаками. В 8:29 майор Пулов обнаружил впереди себя слева 8 F-86, шедших на одной высоте на встречно-пересекающихся курсах. Дав команду капитану Щербакову прикрыть атаку второй АЭ, а звену старшего лейтенанта Бычкова идти за облака, майор Пулов пошел на сближение с F-86 и произвёл одну очередь по замыкающему самолёту. Очередь прошла по левой плоскости, F-86 переворотом ушёл в направлении моря. Выйдя из атаки, майор Пулов обнаружил ещё 2 F-86, шедших справа, которые со снижением стали уходить в южном направлении. Вследствие большой дистанции, огня не вёл. Его ведомый старший лейтенант Гостюхин произвёл одну очередь по ведущему F-86, но безрезультатно.

Старший лейтенант Бычков, следуя в эскадрильи прикрытия, получил приказание пробить облака и за облаками следовать в район боя. Выйдя за облака тремя самолётами, капитан Масленников, старшие лейтенанты Крамаренко и Широков оторвались при пробивании облачности. Бычков обнаружил впереди справа выше на пересекающихся курсах 2 восьмёрки F-86, следовавшие в остром пеленге с дистанцией между группами 1,5 - 2,0 км. Бычков передал майору Пулову об обнаружении противника, а сам, набрав 12000 метров (противник не замечал наше звено) левым разворотом со снижением перешёл на сближение с замыкающим звеном и, сблизившись до дистанции 600 метров, открыл прицельный огонь, После третьей средней очереди самолёт противника загорелся и с левым разворотом со снижением пошёл под облачность. Из первой восьмёрки F-86, заметив, что их атакуют, отделилась одна пара и пошла на сближение со старшим лейтенантом Бычковым. Старший лейтенант Перепёлкин, заметив F-86, передал об этом своему ведущему Бычкову и тот резким боевым - правым разворотом вышел из атаки. Оказавшись с превышением над противником, Сергей Бычков звеном вторично идёт на сближение, но F-86, видя невыгодное положение, уходят со снижением под облачность.

В этом воздушном бою наши истребители первыми атаковали противника. Старший лейтенант Бычков тремя самолётами связал боем 16 F-86. Недостатком в проведённом бою являлся отрыв пар и ведомых от ведущих и ведение огня с большой дистанции. В результате проведенного боя сбито 2 самолёта F-86 и один F-86 подбит. Самолёты сбили: один F-86 - старший лейтенант Бычков и один F-86 - капитан Морозов. Один самолёт противника подбил майор Пулов. Но по результатам фотоконтроля победа была засчитана только старшему лейтенанту Бычкову. Ему удалось сбить в этом бою 1-го лейтенанта Томсона (Thompson) из состава 335-й FIS 4-го FIW ВВС США, которому удалось довести свой F-86A (№49-1323) до моря, где он катапультировался и был подобран поисково-спасательной службой. Это была первая победа Сергея Бычкова в корейском небе!

Весь сентябрь, Сергей Бычков в паре с Александром Широковым совершал боевые вылеты, участвовал почти в десятке воздушных боях. Обычно паре Бычкова приходилось выполнять роль "щита" и сверху прикрывать атаки ведущего звена. Иногда и сами находили противника и производили атаки, но противнику удавалось уйти из-под атак "МиГов".

Самым удачливым в боевой карьере Сергея Бычкова, стал месяц октябрь, в котором он полностью раскрылся как воздушный боец, да и фортуна благоговела к нему в октябрьских сражениях. Начался месяц с хорошей новости: приказом по дивизии 6 октября 1951 года Сергею Бычкову было присвоено очередное воинское звание - капитан.

В октябре боевые вылеты следовали один за другим, почти каждый день, простоев или отдыха не было. В октябре месяце капитан Бычков совершил около 30 боевых вылетов и участвовал в около 15 воздушных боях. Почти весь месяц Бычков летал на боевые задания с Александром Широковым, но, начиная с 22 октября, на время ему ведомым поставили также опытного лётчика старшего лейтенанта Николая Перепёлкина, который до этого был ведомым у Николая Сутягина. Именно Перепёлкин обеспечил Сергею Бычкова все октябрьские победы в воздушных боях.

Предшествовало этому одно ЧП, которое подстегнуло Сергея Степановича к более решительным действиям, как боевого лётчика. 21 октября в 7:41 после возвращения с боевого задания и производства нормальной посадки командир он допустил преступную небрежность в управлении самолётом на пробеге и заруливании, приведшие к поломке 3-х боевых самолетов МиГ-15. На пробеге он поздно начал пользоваться воздушными тормозами, не сумел погасить скорость и вместо того, чтобы выкатиться прямо на грунт, в конце пробега прижался к правой стороне ВПП, проскочил рулёжную дорожку и столкнулся с двумя самолётами 18-го ГИАП. Так он вывел из строя сразу 3 самолёта, которые требуют ремонта от 5 до 8 дней.

Был предупреждён о неполном служебном соответствии с удержанием в течение 3-х месяцев 25% оклада. Бычков духом не пал, признал вину и пообещал оправдать себя в бою. Уже на следующий день, 22 октября, в одном воздушном бою сбивает 2 F-84, а в бою 23-го октября ("черный вторник") сбивает B-29. Однако всё по-порядку: 22 октября лётчики 17-го полка совершили 3 боевых вылета и провели 2 воздушных боя с авиацией противника. Сергей Бычков отличился в третьем, послеобеденном вылете, когда в 14:03 подполковник Пулов повёл на перехват противника 20 экипажей полка. В районе Эйдзю - Сюкусен лётчики 17-го и 523-го полков встретили несколько групп штурмовиков F-80 и F-84, которых прикрывали до 20 истребителей F-86 и вступили с ними в бой. В ходе этого боя капитан Бычков в паре со старшим лейтенантом Перепёлкиным, действовал очень решительно и атаковал противника настойчиво и вёл огонь с короткой дистанции. В результате его огня 2 "Тандерджета" отправились на землю Кореи, ещё одного F-84, в этом бою сбил старший лейтенант Быков.

Американское командование отрицает потерю своих "Тандерджетов" в этот день, но это не означает, что можно верить этим заявлениям американской стороны. Большинство своих машин, потерянных на этой войне, они частенько списывали спустя некоторое время и эта "практика" до сих пор не позволяет определить точную дату потери многих американских самолётов на данной войне. Кстати, в конце октября американцы списали по разным причинам несколько своих F-80 и вполне возможно, что они как раз были потеряны в боях с "МиГами" 22 и 23 октября.

В сражении 23 октября принимало участие 20 лётчиков 17-го ИАП, под командованием майора Масленникова. В этом сражении участвовало в общем числе 84 советских лётчика, в том числе и многие лётчики, ставшие впоследствии асами. Семеро из участвующих в этом сражении советских асов, увеличили свои боевые счета, в том числе и капитан Бычков. Ему удалось серьёзно повредить В-29 с №44-86376 из состава 370-й BS 307-го BW, которому, несмотря на полученные повреждения, удалось всё же вернуться на свою базу.

Несмотря на разгром в конце октября 1951 года соединений бомбардировщиков В-29, американское командование не прекратило, а только увеличило число налётов на объекты Северной Кореи, но уже силами 5-ти авиакрыльев истребителей-бомбардировщиков. Вот с ними и сражались наши лётчики в оставшиеся месяцы 1951 года. В некоторых из сражений против соединений ИБА отличились и лётчики 17-го ИАП, и во всех из них участвовал капитан Бычков.

В конце ноября месяца капитана Сутягина назначили помощником командира полка, и вместо него, капитан Бычков стал замом командира 1-й АЭ. В ноябре месяце капитан Бычков совершил более 30 боевых вылетов и участвовал в 15 воздушных боях. В декабре месяце было столько же вылетов на боевые задания, что и в ноябре, но один из них запомнился для Сергея Бычкова: в воздушном бою 31 декабря группу из 16 МиГ-15 против 24 F-86 возглавлял заместитель командира 1-й АЭ капитан Бычков. Группа была поднята в 14:05 - 14:08 по вызову с КП ИАД. Группу должен был вести капитан Сутягин, но у него перед взлётом фонарь кабины был забрызган маслом и он вместе с ведомым Перепелкиным прекратил взлёт, отдав приказание Бычкову вести группу в бой. Вернулись с боевого задания и Черноземов с Зеленовым из-за нарушения герметичности кабины на самолёте Черноземова.

Хотя это бой для 17 полка закончился безрезультатно, группа свою задачу - отражение штурмового удара противника и прикрытия действий 18-го ГИАП - выполнила. Лётчики 18-го ГИАП сбили 3 самолёта противника. Всему лётному составу обоих полков командиром дивизии объявлена благодарность, а капитан Бычков был поставлен в пример и отмечен денежной премией 150 рублей.

После большого перерыва, капитан Бычков вновь отличился в январе 1952 года. В январе первая серьёзная встреча с противником состоялась уже 6 января. В ней участвовали группы "МиГов" из всех 5-ти полков обеих дивизий корпуса, подходивших к району боя по мере нарастания сил с обеих сторон. От каждого полка выделялась группа от 12 до 18 самолётов - все боеготовые экипажи из состава полков 303-й и 324-й ИАД. Противником наших лётчиков в этом сражении были лётчики 51-го FIW, представленные двумя эскадрильями: 16-й и 25-й FIS в общем количестве 50 машин.

Первыми в бой вступили 2 группы "МиГов" из 18-го ГИАП и 17-го ИАП (303-я дивизии), обнаруживших большую группу "Сейбров", летевших восьмёрками в район Ансю с юга. В ходе воздушного боя к месту сражения подошли ещё 2 группы "МиГов" из состава 196-го и 176-го полков (324-я ИАД), которые завершили начатое лётчиками 303-й дивизии сражение. Пилоты 51-го крыла ВВС США понесли первое крупное поражение от "МиГов" 64-го корпуса в небе Кореи. Согласно данным штаба 64-го ИАК на базу не вернулось 9 "Сейбров". Потери с нашей стороны составили один МиГ-15 и один летчик - командир звена 18-го ГИАП Степанов Василий Иванович, одержавший в небе Кореи 5 побед. В ходе воздушного боя он был подбит и на повреждённом самолёте долетел до своего аэродрома Мяогоу, но при посадке самолёт выскочил за пределы полосы и скапотировал, при этом лётчик погиб.

Это была единственная потеря корпуса, хотя многие "МиГи" вернулись из этого боя с пробоинами, но без тяжёлых последствий для техники и экипажей. Американцы же признали потерю одного "Сейбра" из 25-й FIS, а его пилот 1-й лейтенант Лестер Ф. Пейдж (Lester F. Page) пропал без вести. Возможно, что не все из 9 засчитанных корпусу F-86E упали в землю Северной Кореи и некоторые из них только были повреждены в этом бою, но, конечно же, сбит был не один "Сейбр", как утверждают это американцы. Из состава засчитанных в этом сражении "Сейбров", 6 были на счету лётчиков 17-го ИАП, 2 из которых на счету капитана Сутягина и по одному самолёту сбили Пулов, Перепёлкин, Крамаренко и Бычков. Ещё по одному "Сейбру" записали на свой счёт лётчики 18-го, 176-го и 196-го ИАП. Лётчики 523-го ИАП были в резерве корпуса.

Первой в тот день на перехват обнаруженных самолётов противника с аэродрома Аньдун, была поднята 324-я ИАД. Чуть позже с аэродрома Мяогоу в воздух ушли экипажи 303-й ИАД в составе двух авиаполков - 18-го и 17-го. Такое количество "МиГов", поднятое на перехват самолётов противника, было обусловлено тем, что постами РТС корпуса было обнаружено несколько групп истребителей и штурмовиков противника общим количеством до 100 самолётов. Поэтому ответ на действия противника должен был быть адекватен. В 9:44 начали взлёт с аэродрома Мяогоу самолёты 17-го полка в составе 22-х экипажей под командованием командира полка подполковника Пулова. Уже в воздухе полк получил боевую задачу: идти в район Ансю на перехват самолётов противника и прикрыть действия лётчиков 324-й ИАД.

После набора высоты 6000 метров часть в боевом порядке "колонна эскадрилий" была направлена в район Ансю с задачей перехвата самолётов противника. Экипажи 1-й АЭ в составе 10 экипажей и 3-й АЭ в составе 8 экипажей составляли ударную группу общего боевого порядка части, при этом лётчики 3-й АЭ следовали сзади 1-й АЭ на дистанции 700 - 800 метров. 2-я АЭ была представлена всего одним звеном и составляла прикрывающую группу общего боевого порядка части, она следовала сзади 3-й АЭ на дистанции 800 - 1000 метров с превышением на 1000 метров.

Группа под командованием майора Пулова получила задачу прикрыть действия соседних частей при отражении штурмового налета в районе Ансю - Сюкусен - Дзюнсен. Придя в район Дзюнсена на высоте 9000 метров, группа выполнила правый разворот на 180° и начала снижение. В районе Тайсен на высоте 8000 метров группа начала выполнять левый разворот. Развернувшись влево на 70 - 60°, Николай Сутягин заметил справа выше на пересекающихся курсах 4 F-86, которые заходили в хвост звену командира группы подполковника Пулова. Николай тут же проинформировал о противнике командира группы. Звено Пулова выполнило левый боевой разворот. При выводе из разворота подполковник Пулов обнаружил слева, ниже, впереди на встречных курсах звено "Сейбров", на которых выполнил левый разворот со снижением, чтобы зайти им в хвост. Пилоты "Сейбров" заметили, что их преследуют "МиГи" и совершили следующий маневр: одна пара "Сейбров" выполнила переворот и ушла вниз, а другая выполнила левый разворот. Пулов выбрал целью своей атаки пару "Сейбров", которая ушла в левую сторону. Заметив сближение "МиГов", эта пара F-86 начала выполнять левую нисходящую спираль. На второй спирали Пулов сблизился с ведомым "Сейбром" до дистанции 700 метров и открыл огонь. "Сейбр" загорелся и крутым пикированием пошёл к земле.

Пара старшего лейтенанта Шулева в момент преследования противника подполковником Пуловым обнаружила впереди ещё одну пару "Сейбров", которых и начала преследовать. Шулев, сблизившись с ведущим F-86 до дистанции 600 метров, открыл огонь - "Сейбр" начал беспорядочно падать.

Николай Сутягин, после того как проинформировал командира группы о противнике, вывел свой "МиГ" из левого разворота, пропустил пару "Сейбров" справа налево и начал их преследовать. Сверху и чуть сзади пару капитана Сутягина прикрывало звено капитана Бычкова. "Сейбры" заметили, что их преследуют "МиГи" и начали выполнять левую нисходящую спираль. Сделав 2 спирали, эта пара "Сейбров" вышла на прямую и Николай Сутягин, сблизившись с ними до дистанции 600 метров, открыл огонь по ведущему F-86, который с левым вращением с большим углом пикирования пошёл к земле.

После проведённой атаки Николай Сутягин, пристроив к себе звено капитана Бычкова, получил информацию от него: "Звено "Сейбров" выше, справа!". Сутягин подал команду лётчикам своей группы: "Переходим в атаку" и левым доворотом с набором высоты зашёл в заднюю полусферу "Сейбрам" на дистанции 1000 - 1200 метров. Ведущая пара "Сейбров" пошла по прямой, а ведомая начала выполнять левую нисходящую спираль. На второй спирали Бычков, будучи внутренним, вышел вперёд Сутягина и начал сближение с ведущей парой F-86, которая в это время вышла на прямую и пикировала под углом 50 - 60°. Бычков сблизился с ведомым "Сейбром" на дистанцию 700 метров и открыл огонь - "Сейбр" с этим же углом врезался в землю.

Старший лейтенант Перепёлкин в момент преследования противника отстал на дистанцию 800 - 700 метров и заметил впереди себя одиночный "Сейбр", который пытался атаковать капитана Сутягина. Перепёлкин с дистанции 400 - 200 метров дал 2 очереди. После чего "Сейбр" перевернулся через левое крыло, самолёт Перепёлкина проскочил над ним и больше его не видел. Капитан Бычков после атаки выполнил левый боевой разворот. В момент выполнения боевого разворота Николай Сутягин заметил справа пару "Сейбров", которые атаковали капитана Бычкова. По ведущему "Сейбру" с дистанции 350 - 200 метров он открыл огонь, а по ведомому "Сейбру" открыл огонь старший лейтенант Крамаренко с дистанции 600 метров. Оба самолёта по докладу лётчиков сбиты. По команде командира группы экипажи 1-й АЭ вышли из боя.

Воздушный бой наших истребителей с истребителями противника длился 12 - 15 минут, в результате воздушного боя сбито 6 F-86 и ещё подбито 2 F-86. Без своих потерь. В этом большом сражении капитан Бычков одержал свою 5-ю победу в корейском небе и тем самым вошёл в список асов 64-го ИАК.

Свои последние боевые вылеты Сергей Бычков совершил в феврале 1952 года. Так, 7 февраля он возглавил группу из 8 экипажей и вылетал в качестве ведущего на прикрытие железнодорожного моста через реку Ялуцзян. Тогда же в феврале, капитан Бычков был назначен командиром 1-й АЭ, вместо убывшего на новую должность майора Артемченко. В этой должности капитан Бычков и вернулся из Китая в Советский Союз в начале марта 1952 года и продолжил свою службу в составе 17-го ИАП.


Список воздушных побед капитана С. С. Бычкова в Корейской войне:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
08.09.19511  Ф-86ТэйсюF-86A № 49-1323 из состава 335-й FIS 4-го FIW
22.10.19511  Ф-84Дзюнсен - Сюкусен 
1  Ф-84---
23.10.19511  Б-29АнсюПовредил В-29 № 44-86376 из состава 370-й BS 307-го BW
06.01.19521  Ф-86Тайсен 

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - около 100;  воздушных боёв - 40.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д