1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Попов Виктор Павлович

5 побед

(5 + 0)
Попов Виктор Павлович
  Флаг ВВС

Родился 25 августа 1919 года в селе Большие Пады (ныне Знаменский район Тамбовской области). В 1934 году окончил 7 классов средней школы, а в 1936 году - школу ФЗУ. В апреле 1940 года, после окончания аэроклуба, поступил в Егорьевскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил весной 1941 года. В сентябре того же года направлен пилотом-инструктором в 19-ю военную авиационную школу пилотов Северо-Кавказского военного округа. С 7 сентября 1942 года - лётчик 46-го запасного авиационного полка Московского военного округа.

С 4 декабря 1942 года по 9 мая 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны. По 27 марта 1944 года младший лейтенант В. П. Попов - командир звена 406-го ночного ближнебомбардировочного авиационного полка (2-я Гвардейская армия, Южный фронт), летал на По-2; по 23 февраля 1945 года - лейтенант, пилот переменного состава 10-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка (8-я Воздушная армия, Одесский военный округ); затем - старший лейтенант, инструктор по технике пилотирования 40-го учебно-тренировочного авиационного полка (1-я Воздушная армия, Белорусский фронт). Всего совершил 463 боевых вылета на бомбардировку войск и объектов противника.

С 7 октября 1945 года - командир звена 139-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). С 26 июня 1946 года - заместитель командира эскадрильи 272-го ИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия). С 20 марта 1947 года - заместитель командира 523-го ИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия). С 23 марта 1951 года капитан В. П. Попов - командир эскадрильи 523-го ИАП (303-я ИАД, 54-я Воздушная армия, Приморский военный округ).

С 28 марта 1951 года по 20 февраля 1952 года принимал участие в боевых действиях в небе КНДР, в качестве командира эскадрильи 523-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК ПВО). Совершил 167 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, лично сбил 5 самолётов противника.

С 19 февраля 1952 года майор В. П. Попов - инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта 303-й ИАД (54-я Воздушная армия, Приморский Военный округ). Затем, с 25 ноября 1953 года - командир 17-го ИАП (190-я ИАД, 11-й САК, 1-я Отдельная Дальневосточная армия). С 3 апреля 1958 года подполковник В. П. Попов - в запасе. Проживает в городе Егорьевске (Московская область).

Награды: медаль "За отвагу" (04.02.1943 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (31.03.1943 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 2-й степени (06.10.1943 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (16.05.1947 г. - за выслугу лет), медаль "За боевые заслуги" (15.11.1950 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (17.12.1951 г. - за бои в Корее), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы); другие медали.

*     *     *

Второй по результативности в составе 523-го ИАП была 2-я эскадрилья, которой командовал капитан Виктор Павлович Попов - лётчики этой эскадрильи в небе Северной Кореи сбили 29 самолётов противника. Свои потери составили 5 самолётов и один лётчик. В ходе боевых действий в рядах эскадрильи появились 2 результативных лётчика получивших статус аса: это сам командир эскадрильи Виктор Павлович Попов и старший лётчик АЭ старший лейтенант Дмитрий Александрович Самойлов.

Капитан В. П. Попов боевое крещение получил в годы Великой Отечественной войны, сражался с декабря 1942 года и до конца войны. В состав 523-го ИАП попал в апреле 1947 года. По словам самого Попова, с этим полком у него было связано очень многое. В составе 523-го ИАП он стал одним из пионеров освоения реактивной техники, начиная летать с первого серийного реактивного истребителя Як-15. Был участником первого реактивного парада над Красной Площадью, 1 мая 1947 года. Проходил в составе полка освоение и применение МиГ-15 в любых метеоусловиях, днём и ночью.

В Китай Виктор Павлович убыл командиром 2-й АЭ, поставленный на эту должность перед самым убытием полка в Китай - в марте 1951 года. Певроначальный состав 2-й АЭ состоял из двух звеньев, то есть из 8 лётчиков. Первым звеном командовал лично капитан Попов, а вторым - старший лейтенант Прусов. Первый боевой вылет был совершён 1 июня на прикрытие аэродрома Аньдун, а первая встреча с противником состоялась только 17 июня, когда состоялся бой с группой из 24 F-86, который закончился безрезультатно. Первую победу в составе 2-й АЭ одержал заместитель командира АЭ по лётной подготовке капитан Иван Тюляев - это произошло 23 июня, когда ему удалось сбить одного F-86.

Сам Виктор Павлович отличился в большом сражении 24 июня, когда пришлось отражать налёт истребителей-бомбардировщиков F-80 в районе Сенсен. Вылет был в составе полка, вылетело 24 экипажа под командованием подполковника А. Н. Карасёва. В 4:30 утра в районе Сенсен группа была наведена на штурмовавшие наземные цели около 20 F-80. Наши лётчики сразу пошли в атаку и, разбившись на пары, стали гоняться за "Шутами", которые осмелились прийти в "Аллею МиГов" без надлежащей защиты со стороны "Сейбров", за что и поплатились. В получасовом сражении наши лётчики заявили о 6 победах над "Шутинг Старами", без своих потерь. Среди отличившихся был и капитан Виктор Попов, чей сбитый F-80 по заявлению наземных властей, упал южнее Сенсена. Есть интересное свидетельство данной победы, о которой рассказал Виктор Павлович:

"В одном из вылетов в паре с Филимоновым и парой Карасёв - Охай, я с дистанции 100 - 110 метров развалил на куски F-80. После посадки на аэродроме, мой ведомый Валера Филимонов попросил у фотолаборанта сделать ему на память снимок с фотоплёнки моего ФКП, и ничего мне не сказав, носил этот снимок у себя в кармане куртки. Командир дивизии Куманичкин, бывая в полках дивизии, показывал сбитого им с дистанции 150 - 160 метров самолёт противника. И вот однажды, он показал этот снимок и нашей АЭ. Откуда-то ни возьмись, появился Филимонов со своим снимком. Куманичкин посмотрел снимок и говорит: "Запрещаю сбивать с такой дистанции", - а Филимонов ему говорит, - "это не я". - "А кто"? - "Командир" - отвечает Валерий. "Командиру разрешаю не только с такой дистанции сбивать, а и меня Сашкой называть, а для остальных я, товарищ полковник"!

Вскоре после этого во 2-й АЭ заболели 2 лётчика и вскоре их отправили на лечение. Состав эскадрильи сократился до 6 экипажей, и фактически в таком составе эскадрилья воевала до октября месяца, пока в полк не прибыло пополнение. Чтобы усилить 2-ю АЭ, во время боевых вылетов в составе АЭ летали кто-нибудь из руководства полка с ведомым, и тем самым эскадрилья участвовала в бою двумя звеньями.

Начиная с июля и до сентября месяца, над Северной Кореей был сезон дождей, и редко когда небо было ясным. Вылетов было мало, а встреч с противниками ещё меньше. Только в сентябре погода улучшилась, и интенсивность боевых вылетов возросла с обеих сторон. В сентябрьских боях особенно отличились лётчики АЭ капитан Иван Тюляев и старший лейтенант Дмитрий Самойлов сбившие по 3 самолёта противника. Сам Виктор Павлович за победами особо не гонялся и всегда просил своих лётчиков не гонятся за сбитыми рискуя всем и вся. Главное, по словам Попова, было то, чтобы все вернулись живыми и здоровыми из вылета. Однако это не означало, что Виктор Павлович избегал боя или боялся навязать его противнику. Это было совсем не так и бой, состоявшийся 26 сентября, был тому подтверждением.

Это сражение состоялось во второй половине дня в период 14:31 - 14:45 в районе юго-западнее Ансю. Полковая группа состоящая из 24-х экипажей под командованием подполковника Карасёва, вступила в бой со смешанной группой самолётов противника состоящей из примерно 60 машин. В этой смешанной группе находились и F-80 и F-84, а также группа "Метеоров". В ходе этого сражения Карасёв и Попов в районе посёлка Кенкери сбили 2-х F-84, а старший лейтенант Чуркин повредил ещё одного F-84.

Ещё до этого сражения был сбит в бою капитан Тюляев, который спасся на парашюте, и на месяц выбыл из строя, попав в госпиталь. Позже он вернулся в строй и воевал дальше. Состав эскадрильи сократился до 5 экипажей, и стали на задание летать в составе звена. Как писал Виктор Павлович: "приходилось "пахать" четвёркой в составе Попов - Филимонов, Самойлов - Зыков и быть затычкой в каждой "бочке", то есть приходилось летать в прикрытии командира дивизии, то командира полка, то и отдельно летать в составе звена".

Только в октябре месяце в состав эскадрильи влились 4 новых лётчика, прибывших в полк на пополнение и 2-я АЭ вновь стала полноценной боевой еденицей в полку. Однако сражения в сентябре и октябре 1951 года дались Виктору Павловичу не легко. Накал и интенсивность боевых вылетов была такова, что к концу октября Попов был полностью истощён морально и физически, и его принудительно отправили 3 ноября в санаторий на Ляодунском полуострове. Но перед этим, он успел выполнить утром один боевой вылет, в котором добился своей 3-й личной победы.

В период 10:30 - 10:33 по данным РТС 50 км южнее Пхеньян было обнаружено 3 группы штурмовиков противника, общей численностью до 40 самолётов F-80 и F-84, следовавших группами по 16 самолётов в район Ансю. Часть составом 22 МиГ-15 под командованием командира полка гвардии майора Оськина по команде с КП дивизии в 10:34 - 10:36 вылетела на отражение штурмовиков противника в районе Ансю, Сюкусен. Сбор части в общий боевой порядок производился методом разворота на 1800. После набора высоты 5000 метров часть в боевом порядке "змейка" эскадрилий с набором высоты была направлена в район Ансю, Сюкусен. 3-я и 2-я АЭ составили ударную группу общего боевого порядка части. 1-я АЭ составило прикрывающую группу. Следуя на высоте 6000 метров в боевом порядке "змейка" эскадрилий в 10:46 15 км южнее Ансю на высоте 4000 - 4500 метров Гвардии майор Оськин встретил до 40 самолётов F-80 и F-84, которые до встречи с нашими истребителями наносили бомбардировочно-штурмовые удары по железнодорожным и автоперевозкам в районе Ансю, Сюкусен.

Дмитрий Оськин оценил воздушную обстановку и вступил с ними в бой составом 3-й и 2-й АЭ. 1-я АЭ прикрывала действия 2-х подразделений. Группы распались на отдельные пары и атаковали противника. В ходе этого боя было сбито 5 самолётов F-84, одного из которых завалил капитан Попов. Вот как это происходило в деталях: капитан Попов со своим ведомым атаковал пару F-84 сзади сверху под ракурсом 0/4-1/4. Огонь вёл из 3-х пушек с дистанции 550 метров. Один самолёт F-84 поражённый снарядами со снижением ушёл в сторону моря. Капитан Попов из атаки вышел вверх и увидел впереди ниже себя четвёрку F-84, атаковал их сзади сверху, вёл огонь по левому крайнему самолёту из 3-х пушек под ракурсом 3/4 с дистанции 270 - 220 метров. Снаряды прошли ниже цели. Капитан Попов из атаки вышел правым разворотом вверх с последующим уходом на свой аэродром. Американская сторона с оговорками, признала потерю 3-х своих F-84 в этом сражении. Предположительно F-84Е с № 51-680 из состава 49-го FBW приходится на счёт Виктора Попова, так как он упал в море, как и жертва Попова.

Затем вечером этого дня Попов убыл в санаторий. А вернувший из отдыха через 2 недели и узнал, что на следующий день после его отъезда погиб в бою его ведомый Валерий Филимонов, с которым он летал в паре с начала боёв. Виктор Павлович очень переживал за гибель своего ведомого, который к моменту своей гибели имел на своём счету 4 сбитых самолёта противника. Это был очень надёжный товарищ и отличный боец, но война жестокая штука и не выбирает, кого миловать, а кого нет... После этого, ведомым у Виктора Попова стал летать недавно прибывший в полк старший лейтенант Борис Синельников, у которого, однако уже был на счету один сбитый самолёт противника.

Свою 4-ю победу в корейском небе Виктор Павлович одержал 15 декабря 1951 года В этом бою командир 2-й АЭ сбил своего первого "Сейбра". Это произошло в 10 км юго-западнее Сюкусен. 523-й ИАП столкнулся с 4 самолётами F-86 на высоте 10500 - 11000 метров в 10 км к югу от Анджу в 10:31. Вражеские самолёты преследовали 4 МиГ-15 самолёта из другой части. Капитан Попов, находился вверху со своим звеном и атаковал, самолёт врага F-86 и с расстояния 300 метров под ракурсом 1/4 и сбил это. После этой атаки, группа капитана Попова обнаружила дополнительные 12 F-86 и атаковала их. В ходе этого боя, выполняя вертикальные маневры, самолёты поднялись на высоту 10000 - 11000 метров. Вражеский самолёт имел британские опознавательные знаки и имел жёлтые полосы на концах крыла и фюзеляже. В результате атаки, капитан Самойлов повредил один F-86. Предположительно жертвой Попова стал F-86A № 49-1315 1-го лейтенанта Гровера Хитера (Grover L. Jr. Heater) из состава 334-й FIS, который был спасён своей ПСС. Эта победа была ответом на решение командование дивизии в начале декабря месяца, повысить Виктора Попова в звании на одну ступень, и это его победа была уже одержана в звании майора.

Свою последнюю победу в корейском небе Виктор Павлович Попов одержал уже в январе 1952 года, перед самым отъездом в Союз. Это произошло 19 января, и вот как развивались события этого боя в подробном изложении. В период 13:43 - 13:48 по данным РТС в 70 - 100 км южнее и юго-восточнее Пхеньян было обнаружено 6 групп истребителей и штурмовиков противника общей численностью до 56 самолётов, следовавших группами по 8 - 16 машин в район Ансю - Тэйсю.

В 13:47 по команде с КП дивизии часть в составе 16 экипажей МиГ-15 под командованием помощника командира части Гвардии подполковника Трефилова произвела боевой вылет в составе прикрывающей группы дивизии на перехват самолётов противника в районе Ансю-Дзюнсен. В 14:10 майор Попов своим звеном, следуя последним в боевом порядке части отстал на 6 - 8 км, находясь в правом развороте, увидел справа впереди 4 F-86, следовавших в боевом порядке правый пеленг пар в направлении Сиодзио и, доложив ведущему группы пошел на сближение с ними, атаковал с дистанции 600 - 800 метров под ракурсом 0/4. Огонь вели: майор Попов по ведущему последней пары и капитан Митрофанов по ведомому последней пары. Самолёт, обстрелянный майором Поповым резко накренился влево и перешёл в беспорядочное падение. Оставшиеся 3 F-86 стали в правы вираж и после одного виража крутым пикированием на большой скорости пошли в сторону моря.

Майор Попов из атаки вышел правым боевым разворотом и впереди 5-6 км увидел шестёрку F-86, следовавших встречным курсом в боевом порядке правый пеленг пар, атаковал их составом своего звена. Огонь вёл с дистанции 800 - 300 метров под ракурсом 0/4. Выйдя из атаки по прямой, увидел впереди 5 - 6 км ещё одну шестёрку F-86 на одной с ним высоте, в боевом порядке правый пеленг пар, следовавших встречным курсом. При сближении самолёты F-86 стали в левый вираж и после одного полного виража со снижением на большой скорости пошли в южном направлении. Майор Попов, преследуя шестёрку F-86, выполнил вираж, из-за недостатка горючего преследование прекратил и вернулся на свой аэродром. Остальной лётный состав части, выполняя задачу по прикрытию ударных групп, встречи с самолётами противника не имел. Ведущий группы доклада майора Попова о вступлении в бой не слышал из-за занятости эфира.

Воздушный бой проводился в районе Кидзио-Дээгуандонг на высотах 13000 - 11000 метров в течение 6 - 8 минут. В процессе боя огонь вели 2 лётчика: майор Попов огонь вёл по двум самолётам F-86 и капитан Митрофанов по одному F-86. В результате боя майором Поповым один самолёт F-86 сбит, второй подбит. Боевой налёт 15 часов 57 минут. Израсходовано: снарядов Н-37 - 47 штук, НС-23 -153 штуки. Погода в районе боя: безоблачно, видимость 10-15 км. Американская сторона подтверждает потерю только одного своего F-84E из состава 49-го FBW.

Это была 5-я победа командира 2-й АЭ 523-го ИАП майора Виктора Попова в небе северной Кореи, и тем самым он стал очередным асом в составе 64-го ИАК. Всего Виктор Павлович совершил в небе Кореи 167 боевых вылетов, участвовал в более 50 воздушных боях, в которых официально сбил 5 самолётов ВВС США.


МиГ-15бис капитана В. П. Попова, 1951 г.


Список воздушных побед майора В. П. Попова в Корейской войне:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
24.06.19511  Ф-80южнее Сенсена 
26.09.19511  Ф-84район посёлка Кенкери 
03.11.19511  Ф-84район Ансю - СюкусенF-84E с № 51-680 из состава 49-го FBW
15.12.19511  Ф-86юго-западнее СюкусенF-86A с № 49-1315 из состава 334-й FIS 4-го FIW
19.01.19521  Ф-86район Кидзио - Дээгуандонг 

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 167;  воздушных боёв - более 50.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д