1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Шулёв Василий Фёдорович

7 побед

(7 + 0)
Шулёв Василий Фёдорович
  Флаг ВВС

Родился 26 августа 1924 года в селе Карадули, ныне Лаишевского района Республики Татарстан, в семье крестьянина. В 1928 году семья переехала в Томскую область (село Смирновка Ижморского района). Там Василий пошёл в 1-й класс начальной школы в селе Колпаки. В 1934 году семья переехала в Омскую область (село Память Свободы Первотаровского сельсовета Иссык-Кульского района). В 1937 году вступил в комсомол. После окончания неполной средней школы поступил в железнодорожный техникум города Петропавловск. В 1940 году окончил 2 курса и ушёл в лётную школу, когда в техникуме стали отбирать крепких ребят в военные училища. В марте 1941 года зачислен в школу Гражданского Воздушного Флота в городе Абакан Красноярского края, после окончания которой был направлен в Вознесенскую военную авиационную школу лётчиков Дальневосточного фронта.

С марта 1941 года в рядах Красной Армии. В 1944 году окончил Вознесенскую ВАШЛ и был направлен для дальнейшей службы в 5-й ИАП (9-я Воздушная армия, Дальний Восток). Летал на Як-7. Як-9, Як-3. Участник Советско-Японской войны 1945 года в должности лётчика 5-го ИАП (249-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт). С апреля 1947 года - старший лётчик 17-го ИАП (190-я ИАД, 65-й ИАК, 9-я Воздушная армия). С июля 1950 года старший лейтенант Шулёв был заместителем командира эскадрильи по политической части. В 1950 году окончил курсы по переучиванию комсостава на политработников при 54-м САК.

В период с 31 марта 1951 года по 26 февраля 1952 года в должности заместителя командира эскадрильи по политчасти 17-го ИАП (303-я ИАД), участвует в боевых действиях в КНДР. За этот период капитан В. Ф. Шулёв совершил более 150 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых лично сбил 7 самолётов ВВС США.

В январе 1953 года направлен на Ляодунский полуостров (КНР) в состав 236-го ИАП (37-я ИАД, 55-й ИАК, 54-я Воздушная армия) на должность заместителя командира полка по политической части. В ноябре 1954 года майор В. Ф. Шулёв направлен служить в морскую авиацию (ВВС Балтийского флота). До ноября 1955 года служил в составе 24-го ИАП (738-я ИАД ВВС 8-го ВМФ) на пограничном острове Сааремаа замполитом полка, а с ноября 1955 года по август 1960 года служил в качестве заместителя командира 945-го ИАП (152-я ИАД КБФ, 8-й ВМФ) по лётной подготовке, в 20 - 50 км от Кенгиссепа.

В августе 1960 года при реорганизации авиации направлен в 413-й отдельный вертолётный полк в посёлке Донское (Калининградская область). Но летать на вертолётах ему не понравилось. С июня 1961 года подполковник В. Ф. Шулёв - в запасе. Жил в Москве. Работал ведущим и старшим инженером в ЦКБ "Луч" и ОКБ "Вымпел". Умер 13 апреля 1978 года. Похоронен в Москве, на Химкинском кладбище.

Награды: орден Красной Звезды (26.08.1945 г. - за участие в Советско-Японской войне), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (22.04.1952 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет); другие медали.

*     *     *

Василий Фёдорович Шулёв занимал на момент прибытия в Китай должность заместителя командира 1-й АЭ по политической части. Эту должность он получил в июле 1950 года, в период освоения реактивной техники в Приморье. В данный авиаполк Василий Шулёв, как и многие лётчики этого полка, попал весной 1947 года после расформирования 5-го ИАП, в котором он долгое время служил. Василий Шулёв был участником боевых действий с Японией в августе 1945 года в составе 5-го ИАП. На момент прибытия в Китай у Шулёва было всего 20 часов налёта на реактивной технике, тем не менее он уверенно чувствовал себя в кабине МиГ-15бис в боевых условиях.

Василий Шулёв, как и его ведущий, старший лейтенант Николай Сутягин, отличился в первом же своём боевом вылете 19 июня 1951 года. События этого вылета развивались следующим образом: в 9:34 по команде с КП дивизии на перехват самолётов противника вылетела группа в составе 10 экипажей под общим командованием майора Пулова. Набрав высоту 7500 метров, группа пересекла реку Ялуцзян и направилась в район Сенсен. В 9:48 ведомый майора Пулова старший лейтенант Мирошниченко обнаружил пару F-86, которая на большой скорости проскочила на встречных курсах ниже нашей группы, и резко развернувшись, стали заходить в хвост нашей группы.

Мирошниченко сразу доложил об этом по радио ведущему. Пулов начал выполнять левый разворот с набором высоты, чтобы выйти на противника. В момент выполнения разворота Николай Сутягин, обнаружил, что ещё одна пара F-86 пытается зайти в хвост паре капитана Артемченко, и предупредил об опасности по радио. Одновременно с этим, Сутягин произвёл резкий разворот со снижением влево и перешёл в атаку на эту пару "Сейбров", передав при этом по радио своему ведомому Василию Шулёву: "Прикрой меня, атакую"!

Пара противника приняла бой. После выполнения Сутягиным и Шулёвым нескольких "косых петель", они зашли в хвост ведомому "Сейбру" и Сутягин открыл огонь. Однако первые очереди не достигли цели и противник видя опасность ситуации, перешёл в пикирование под углом 70 градусов, и стали уходить по направлению к морю. Но Сутягин не прекратил бой и устремился с напарников в погоню за противником. Эта погоня удалась: сблизившись на дистанцию 100 метров, Николай Сутягин длинной пушечной очередью поджёг самолёт ведомого противника, после чего тот перешёл в отвесное пикирование и упав на землю взорвался в районе Сенсен.

В это же время, Василий Шулёв, следуя за своим ведущим, вёл огонь по самолёту ведущего "Сейбра" с дистанции 500-400 метров. Во время преследования и ведения огня по противнику, на самолёте Шулёва сорвало потоком воздуха подвижную часть фонаря кабины и ему пришлось прекратить преследование противника и выйти из боя. Фонарь сорвало на высоте 2000 метров. До момента срыва фонаря, противник, по которому вёл огонь Шулёв, находился в пикировании с левым креном, после чего он потерял его из вида. Также Василий Шулёв наблюдал в воздухе горящий самолёт F-86, по которому стрелял его ведущий Николай Сутягин, о чём он и доложил, вернувшись из боя в своём рапорте.

Поисковая команда обнаружила обломки обоих сбитых в этом бою "Сейбров", после чего победы были засчитаны старшим лейтенантам Сутягину и Шулёву. Американцы признают потерю двух своих "Сейбров" в этом бою и, как теперь известно, были сбиты 2 F-86A из состава 4-го FIW, один из которых с №49-1171 на счету Василия Шулёва. Так в первом же боевом вылете и первом воздушном бою Василий Шулёв открыл счёт своим победам в корейском небе!

До конца июня Василий Шулёв летал в качестве ведомого у Николая Сутягина и принимал участие в 8 воздушных боях, и не раз выручали друг друга в опасных ситуациях. В сражении 22 июня он обеспечил 2 победы своему ведущему, а вот 26 июня повторилась картина 19 числа, когда оба лётчика: Николай Сутягин и Василий Шулёв одержали победы в одном бою. Вот как развивались события на этот раз: в 13:04 по команде с КП дивизии на перехват самолётов противника ушла группа капитана Артемченко в составе 8 экипажей. Через 3 минуты вслед за ними были подняты в воздух ещё 2 группы "МиГов" из состава 17-го полка ведомые капитанами Мишакиным и Щербаковым. Уже в воздухе с КП дивизии была дана команда всем следовать в район Ансю.

Первыми в данный район прибыла группа капитана Артемченко, и вскоре ведущий на высоте 12000 метров обнаружил 6 F-86, которые шли на попутных курсах на одной высоте и пытались зайти в хвост его звену. Артемченко приказал паре Сутягина атаковать эту шестёрку, а сам с Мирошниченко стал набирать высоту. Развернувшись, Артемченко обнаружил ещё 8 F-86, которые шли в район боя чуть ниже его пары. Артемченко перешёл в атаку на эту группу "Сейбров". Первое звено "Сейбров" обнаружив атакующие "МиГи", тут же переворотом ушло из-под удара в море, а второе звено стало заходить в хвост звену Артемченко, и начался маневренный бой между ними.

В это время пара Сутягина продолжала в одиночку вести бой с 6 "Сейбрами", которые попали в невыгодное положение: после разворота на 180 градусов "Сейбры" выстроились в кильватер пар. Николай Сутягин дал команду второй паре своего звена, которую возглавлял старший лейтенант Бычков, прикрывать его атаку и с Василием Шулёвым перешёл в атаку на вторую пару "Сейбров". Однако в этот момент самого Сутягина атаковала другая пара "Сейбров" снизу и сзади слева, но это вовремя обнаружил Шулёв, о чём и доложил ведущему. Сутягин прекратил атаку по преследуемой паре F-86 и, развернувшись, атаковал замыкающую пару F-86 сзади сбоку. Сблизившись с ними на дистанцию 200 метров, он открыл огонь по ведущему "Сейбру". Его поддержал и Василий Шулёв, который также вёл огонь по противнику с дистанции 300-400 метров.

При преследовании противника, Василий Шулёв забыл выпустить воздушные тормоза и вследствие этого, обогнал самолёт ведущего и был вынужден выполнить боевой разворот вправо и выйти из атаки, Николаю Сутягину, чтобы не потерять ведомого, пришлось последовать за ним.

Хотя сражение на этом не закончилось и прибывшие в район Ансю группы капитанов Мишакина и Щербакова, вскоре встретились с другими группами самолётов противника и вступили с ними в бой, для группы капитана Артемченко сражение закончилось, так как они получили команду следовать домой. Как и в бою 19 июня Сутягин и Шулёв сбили пару "Сейбров", только на этот раз Сутягин сбил ведущего "Сейбра", а Шулёв - ведомого. Оба F-86 были засчитаны нашим лётчикам по данным фотоконтроля и докладам других лётчиков, а также пришло подтверждение от железнодорожников КНДР, которые с земли наблюдали падение обоих самолётов противника. Однако американцы отрицают потери своих F-86 в этот день.

МиГ-15бис В.Ф.Шулёва.

В июле месяце Василий Шулёв стал летать ведомым у командира эскадрильи капитана Артемченко, а ведомым у Сутягина стал старший лейтенант Николай Савченко. Как и в случае с Сутягиным, Василий Шулёв надёжно прикрывал своего нового ведущего, при этом не забывал и сам при случае атаковывать самолёты противника вместе с ведущим. Так произошло и в сражениях 29 июля, когда Шулёв вместе с Артемченко провёл 2 воздушных боя, обеспечив своему ведущему одну победу и одновременно пополнив свой боевой счёт ещё на один американский самолёт.

Во втором боевом вылете этого дня в 11:06 полковая группа в составе 26 экипажей ведомые командиром полка Пуловым, в районе Аниндо (20 км южнее Тайсен) встретили группу из 40 F-86 и вступили с ними в бой. В ходе этого боя пара Артемченко - Шулёв сбила 2 F-86 и кроме этого, Василию Шулёву выручая своего ведущего, удалось повредить ещё одного "Сейбра". События этого боя складывались таким образом. При развороте в районе Тайсен Артемченко заметил справа и впереди на одной высоте восьмёрку F-86. Доложив о противнике, Артемченко своим звеном пошёл на сближение с "Сейбрами". Противник, обнаружив "МиГи", сразу перешли в набор высоты. Артемченко последовал за ними и попал под удар другого звена "Сейбров", который стали заходить в хвост звену Артемченко. Однако Артемченко вовремя обнаружил противника и резко развернулся на него. Три "Сейбра" не успев открыть огонь, проскочили "МиГи" и только следовавшему крайним "Сейбру" удалось открыть огонь, но он был не точным. Одновременно, ведомый Артемченко старший лейтенант Шулёв открыл заградительный огонь и этот "Сейбр" нарвался на него, загорелся и отвернул в сторону. Тем временем Артемченко атаковал ведомого "Сейбра" и с дистанции 300 метров поразил самолёт противника, после чего тот перешёл в отвесное пикирование.

Внезапно появился ещё один F-86, который попытался отмстить за напарника и стал заходить в хвост самолёту Артемченко. Это не осталось без внимания со стороны Василия Шулёва, и он отбил это нападение, после чего "Сейбр" попытался уйти от атаки пикированием. Шулёв устремился вслед и на пикировании сблизился с ним до дистанции 250 метров и выпустил по нему 4 короткие очереди и на высоте 1000 метров вышел из атаки, а "Сейбр" продолжал пикировать к земле под углом 60 градусов.

Уже на земле, после дешифровки данных фотоконтроля, Шулёву была засчитана одна победа над F-86. В 3-м вылете в этот день в 15:14 полковой группы, в районе Эцухори (25 км северо-восточнее Пхеньяна) произошла встреча 22-х лётчиков 17-го ИАП с группой в 20 самолётов F-80. Во время произошедшего воздушного боя Василий Шулёв надёжно прикрывал своего ведущего.

Весь август Василий Шулёв вылетал на боевые задания в качестве ведомого командира АЭ капитана Артемченко и 9 августа 1951 года обеспечил тому ещё одну победу в воздушном бою. В начале сентября в составе 1-й АЭ произошли перестановки: Василий Шулёв стал ведущим пара и постоянным ведомым у него стал старший лейтенант Николай Савченко, который до этого летал ведомым у Николая Сутягина. В свою очередь старший лейтенант Перепёлкин стал постоянным ведомым Сутягина, а старший лейтенант Мирошниченко вернулся снова к Артемченко и стал у него постоянным ведомым.

Первой победы в качестве ведущего пришлось ждать ещё месяц. Это произошло 1 октября, когда полковая группа в составе 26 экипажей под командованием Пулова, вступила в бой со смешанной группой истребителей противника состоящая из F-84 и F-86, в количестве до 40 машин - это был передовой заслон группы В-29, которая пыталась прорваться к охраняемому объекту на территории КНДР. В ходе этого боя лётчики 17-го полка заявили о двух победах - отличились капитан М. С. Пономарёв и старший лейтенант Василий Шулёв. В этом бою 1-я АЭ сковала боем 12 истребителей F-86. Пара капитана Артемченко вступило в бой со звеном "Сейбров" и нашим лётчикам пришлось очень нелегко в этом поединке. При этом подошло к противнику подкрепление в количестве ещё 4-х "Сейбров", которые, по сути, зажали самолёт Артемченко. Шулёв делал всё возможное, чтобы помочь ведущему и, несмотря на явное неравенство в силах продолжил сближаться с противником и с дистанции 800 метров открыл огонь по "Сейбрам", заставив их левым переворотом уйти вниз. В это время Артемченко спасаясь от атаки пары "Сейбров" бросил самолёт в штопор и тем самым ушёл из-под атаки противника.

Однако позже в начале ноября штаб 303-й ИАД, изучая данные подтверждающие победы лётчиков 303-й ИАД, снял 32 победы с личных счетов лётчиков дивизии, на основании не подтверждения этих побед результатами фотоконтроля, то есть без подтверждения вещественных доказательств гибели самолёта противника. Под эту категорию попали и 7 лётчиков 17-го полка, у которых сняли со счетов 10 побед. Пострадал и Василий Шулёв, которому сняли победу, одержанную 1 октября, как не имеющую подтверждения фотоконтролем.

Свою первую подтверждённую победу в качестве ведущего старший лейтенант Василий Шулёв одержал 23 октября в большом сражении с соединением В-29, когда американские бомбардировщики в сопровождении почти 100 истребителей рвались к аэродрому Намси. В этот день на отражение этого налёта были подняты все наличные силы 64-го ИАК - обе авиадивизии. Первой вылетела 303-я ИАД в составе 58 экипажей, под общим командованием заместителя командира 18-го ГИАП подполковника А. П. Сморчкова. 17-й полк вылетел в составе 20 экипажей под командованием майора Б. В. Масленникова и имел задачу прикрывать ударную группу, состоящую из экипажей 18-го и 523-го полков.

В 9:45 17-й полк, следуя в группе прикрытия, на высоте 8500 метров обнаружил на встречно-пересекающихся курсах группу из 20 F-86, следовавших слева, выше на 500 метров по отношению к нашей группе, в боевом порядке "колонна" восьмёрок и четвёрок. В это же время экипажами полка на высоте 7000 метров были обнаружены 11 В-29 под прикрытием истребителей типа F-84 и Глостер "Метеор-4". Боевой порядок бомбардировщиков состоял из "колонны" отрядов. Непосредственное прикрытие, до 20 F-84, располагалось сзади и сверху, по 4-8 самолётов в группе. Восьмёрка Глостер "Метеор-4" следовала впереди колонны бомбардировщиков на 1000-2000 метров.

Оценив воздушную обстановку, командир группы принял решение: составом 2-й и 3-й АЭ атаковать истребителей "заслона" (20 F-84), а 1-й АЭ нанести удар по бомбардировщикам противника. По команде ведущего полк вступил в бой. По докладам лётчиков и данным фотоконтроля было сбито 3 B-29, 1 F-84 и подбит 1 B-29. Своих потерь нет. В этом бою Шулёв вёл неравный бой с непосредственным прикрытием В-29 - четвёркой F-84. В бою у него остановился двигатель. Шулёв, используя двухслойную облачность, вышел из боя, запустил двигатель и снова продолжал вести бой. Сбил один F-84 и произвёл 2 атаки по В-29. Это была его 5-я официально засчитанная победа, и таким образом он стал очередным асом в составе 64-го ИАК.

После победных сражений в 20-х числах октября с соединениями В-29, командование дивизии представило многих лётчиков дивизии к правительственным наградам, в том числе 7 лётчиков 17-го полка были представлены к званию Героя Советского Союза, в том числе и старший лейтенант Василий Фёдорович Шулёв.

Ноябрьские бои принесли ещё одну победу Василию Шулёву. В утреннем вылете в 9:55 полковая группа в составе 22-х экипажей под общим командованием майора Масленникова в районе Ансю встретили группу из 18 F-86 и вступили с ними в бой, в котором Василий Шулёв сбил одного "Сейбра" - это была его 6-я личная победа!

В дневном вылете этого же дня в поединке с группой из 30 F-86 Василий Шулёв спас ведомого Николая Сутягина старшего лейтенанта Николая Перепёлкина, который остался один и был атакован шестёркой "Сейбров". Шулёв заметил это и сверху сзади перешёл на них в атаку, и те, заметив сзади себя МиГ-15, выполнили левый переворот, и ушли на юг. Пристроив к себе Перепёлкина, Василий Шулёв пошёл на свой аэродром.

Всего в ноябре месяце Василий Шулёв совершил 38 боевых вылетов и участвовал в 15 воздушных боях, в которых лично сбил один самолёт противника. В декабре месяце Василий Шулёв совершил 34 боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях. 12 декабря Василию Шулёву было присвоено очередное воинское звание капитан.

Новый 1952-й год начался для пары Шулёва не совсем удачно: 1 января вылет в 14:15 в район Ансю в составе 20 МиГ-15. Ведущий - Пулов, встретили 30 F-86. Воздушный бой прошёл безрезультатно. Вернулись с боевого задания капитан Шулёв с ведомым старшим лейтенантом Савченко по причине срыва штуцера левого подвесного бака на самолёте у Савченко.

В январе месяце Василий Шулёв совершил ещё 29 боевых вылетов и участвовал в 20 воздушных боях, в которых сбил один самолёт противника. Это произошло 19 января: в 13:37 майор Сутягин повёл группу из 20 экипажей на отражение налёта штурмовиков в ударной группе 303-й ИАД. В этом вылете лётчики полка встретили группу из 12 F-86 и вступили с ними в бой. Это был тяжёлый бой с лётчиками 25-й FIS 51-го FIW, в котором был серьёзно повреждён самолёт лётчика 1-й АЭ старшего лейтенанта Фёдора Малунова. При возвращении на свой аэродром у Малунова остановился двигатель, и ему пришлось идти на вынужденную посадку. При посадке самолёт был разбит, а сам лётчик получил лёгкие ушибы. Однако и противник не ушёл безнаказанно: одного "Сейбра" в этом бою сбил капитан Шулёв.

Начиная с 6 января, Шулёв стал летать в паре с капитаном Михаилом Осиповым, с которым летал почти до конца января. После этого ведомыми у Шулёва также летали на боевые задания лётчики Тихонов и Перепёлкин. В феврале месяце Василий Шулёв совершил последние 16 боевых вылетов и участвовал в 8 воздушных боях, в которых сбил один самолёт противника.

Свою последнюю победу в небе Кореи капитан Василий Шулёв одержал 10 февраля 1952 года. В этот день лётчики 17-го полка совершили 2 боевых вылета. Во время второго вылета в 13:15 в составе 12 экипажей, под общим командованием подполковника Пулова, наши лётчики встретились с группой из 30 F-86, с которыми вступили в бой. В ходе этого боя капитан Шулёв сбил одного "Сейбра". Это была последняя, 108-я по счёту, победа лётчиков 17-го ИАП в небе Кореи.

F-86Е сбитый В.Ф.Шулёвым 10.02.1952 г.

Всего в небе Кореи Василий Фёдорович Шулёв совершил более 150 боевых вылетов, участвовал в около 70 воздушных боях, в которых лично сбил 7 самолётов противника (ещё 1 предположительно, сбитый самолёт противника ему не был засчитан). Сам ни разу не был подбит в бою и не имел пробоин в своём самолёте, что говорило о хорошем лётном мастерстве этого лётчика. Звания Героя Советского Союза ему так и не было присвоено, и он получил только 2 ордена Красного знамени за участие в этой войне.



Список известных воздушных побед В. Ф. Шулёва:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
19.06.19511  Ф-86СенсенF-86A № 49-1171 из состава 4-го FIW
26.06.19511  Ф-86Ансю 
29.07.19511  Ф-86Тайсен 
23.10.19511  Ф-84Ансю 
04.11.19511  Ф-86юго-западнее Ансю 
19.01.19521  Ф-86южнее Сюкусен 
10.02.19521  Ф-86район реки Ялуцзян 

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0;  боевых вылетов - более 150;  воздушных боёв - около 70.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д