1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Юдин Михаил Фёдорович

6 побед

(6 + 0)
Юдин Михаил Фёдорович
  Флаг ВВС

Родился 1 октября 1919 года в городе Барнаул (Алтайский край). В 1936 году окончил 7 классов средней школы, в 1937 году - ФЗУ Барнаульского паровозовагонного завода. Работал слесарем в совхозе НКВД в Барнауле. В 1938 году поступил в местный аэроклуб, который окончил в 1940 году, после чего был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С октября 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. С марта 1942 года - лётчик 13-го запасного авиационного полка в городе Кузнецк (Пензенская область).

С 3 июня 1943 года младший лейтенант М. Ф. Юдин на фронтах Великой Отечественной войны. Был лётчиком, старшим лётчиком (с февраля 1944 года) 127-го ИАП (282-я ИАД, 6-й САК, 16-я Воздушная армия). Сражался на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, в освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. 2 августа 1943 года в воздушном бою ранен в правое предплечье. Летал на Як-1 и Як-9. Всего совершил 154 боевых вылета, провёл 17 воздушных боёв, в которых лично сбил 2 самолёта противника.

С сентября 1946 года старший лейтенант М. Ф. Юдин - командир звена 127-го ИАП (ГСВГ, Харьковский и Киевский военные округа). В январе 1949 года 127-й ИАП был переименован в 676-й ИАП, в июне 1949 года передислоцирован в Бакинский район ПВО (216-я ИАД ПВО, 42-я Воздушная армия). С ноября 1952 года капитан М. Ф. Юдин - командир эскадрильи 676-го ИАП (64-й ИАК).

В период с 28 мая 1952 года по 27 июля 1953 года принимал участие в боевых действиях на территории КНДР в качестве командира звена, командира эскадрильи 676-го ИАП (216-я ИАД ПВО, 64-й ИАК). Совершил 100 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, в которых лично сбил 4 самолёта противника (ещё 1 - подбил).

После возвращения в СССР продолжал служить в ВВС. С ноября 1954 года майор М. Ф. Юдин - слушатель 2-х Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава (Северо-Кавказский военный округ). С ноября 1955 года - командир эскадрильи, помощник командира по огневой и тактической подготовке (с августа 1956 года) 67-го истребительного авиационного полка ИАП (28-я ИАД, 42-я ВИА ПВО Бакинского округа ПВО). С апреля 1958 года подполковник М. Ф. Юдин - в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону.

Награждён орденами: Красного Знамени (29.06.1945, 06.10.1952), Отечественной войны 2-й степени (04.07.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (03.11.1943, 04.06.1954, 30.12.1956), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

676-й Варшавский Краснознамённый ИАП, входивший в состав 216-й ИАД, имел меньше всех побед среди 3-х полков дивизии, хотя и не намного. Лётчиками полка было сбито в небе Кореи 33 американских самолёта и ещё 8 было повреждено. В составе полка было много лётчиков с боевым опытом Великой Отечественной войны, в том числе и два Героя Советского Союза. Так, командиром 1-й эскадрильи полка был Герой Советского Союза майор Иван Фёдорович Гнездилов, который провоевал всю боевую командировку и смог увеличить свой боевой счёт ещё на одну победу. В составе полка воевал и Герой Советского Союза подполковник Иван Михайлович Горбунов, который, будучи в руководстве полка, часто летал на боевые задания, но побед не имел (29 июня 1953 года сбит в воздушном бою и погиб).

Из асов в составе 676-го полка в Корейской войне участвовал заместитель командира 3-й эскадрильи по лётной подготовке капитан А. Ф. Юрченко. К сожалению, увеличить свой победный счёт в корейском небе Алексею Фёдоровичу не удалось. К статусу аса в составе 676-го ИАП (по итогам Корейской войны) приблизились только 3 лётчиков: командир 3-й эскадрильи капитан М. Ф. Юдин, командир звена капитан Ю. А. Варков и старший лётчик старший лейтенант М. Г. Сапегин. Все трое имели на своём счету по 4 засчитанных победы и по 1 повреждённому самолёту противника. Однако только один из них смог стать асом по итогам 2-х войн.

Речь идёт о Михаиле Фёдоровиче Юдине, который прибыл на эту войну в составе данного авиаполка в должности командира звена 2-й эскадрильи. Воевать он начал без раскачки и уже 30 августа одержал свою первую победу. В этот день лётчики 676-го полка провели несколько боевых вылетов и все с боями. Свою первую победу в корейском небе капитан Юдин одержал во второй половине дня, когда 8 экипажей 2-й АЭ в районе Сиодзио в 14:45 провели воздушный бой с 8 Ф-86, в котором в ходе боя Михаилу Юдину удалось зайти одной паре "Сейбров" в хвост и меткой очередью сбит ведущего "Сейбра". Ведомый Юдина старший лейтенант Илья Ефимов подбил в свою очередь самолёт ведомого "Сейбра". В этом бою жертвой Юдина стал самолёт лётчика 335-й FIS 4-го FIW Генри Крессибина (Henry Cresibene), чей Ф-86E № 51-2794 был повреждён в бою с "МиГами", но ему всё же удалось дотянуть до своей базы и благополучно посадить самолёт.

F-86Е сбитый М. Ф. Юдиным.

Самым богатым на впечатления для Михаила Фёдоровича, выдался сентябрь 1952 года. В этом месяце лётчики полка провели больше всех воздушных боёв, чем в другие месяцы этой войны. Кроме того, этот месяц был самым удачным для капитана Юдина в плане победных боёв, которые он провёл в корейском небе. Именно в сентябре месяце, он смог одержать 3 победы над американскими пилотами.

Первую свою сентябрьскую победу капитан Юдин одержал 4-го числа во второй половине дня. В районе 15 часов дня в районе Сенсен состоялась встреча 8 "МиГов" 2-й АЭ полка с 12 Ф-86. В ходе боя был сбит один "Сейбр", а другой подбит. Сбитый "Сейбр" был на счету капитана Юдина, а подбитый - на счету командира АЭ капитана М. Д. Коротуна. Однако командование полка записало оба этих Ф-86 как "подбитые" обоим лётчикам. Всего в этот день лётчиками 64-го ИАК было заявлено о 3-х сбитых Ф-86 и 2-х подбитых Ф-86 (оба на счету 676-го ИАП). Но по последним опубликованным на Западе данным относительно потерь ВВС США в небе Кореи, американская сторона признаёт потерю сразу 4-х своих "Сейбров" - 2 из состава 4-го FIW и 2 из состава 51-го FIW. Получается, что один "лишний" Ф-86 приходится на счёт капитана Юдина, который заявил в этот день о своей второй победе в корейском небе. Предположительно жертвой Юдина стал 1-й лейтенант Айра Портер (Ira M. Porter) из 335-й FIS. Его Ф-86E № 51-2722 был серьёзно повреждён в бою с "МиГами", и он с трудом дотянул до Жёлтого моря, где катапультировался из обречённой машины, после чего был подобран из воды экипажем летающей лодки SA-16 ПСС ВМС США и доставлен на берег.

F-86Е сбитый М. Ф. Юдиным.

Через день, а точнее 6 сентября, капитан Юдин праздновал свою 2-ю официальную победу: в 10:20 ведомая им шестёрка "МиГов" встретилась с 6 Ф-86. В ходе боя капитан Юдин подбил одного из "Сейбров" и он упал по данным северокорейских властей в залив у побережья населённого пункта Ринахо. Спустя ещё 2 дня, 9 сентября, в "Аллее МиГов" разгорелись ожесточённые сражения, когда авиация 5-й ВА ВВС США предприняла ряд налётов на объекты в районе Ансю. Участвовал в этих сражениях и 676-й ИАП. Вот как рассказывает о своей победе в своём рапорте капитан Юдин:

"9 сентября 1952 года, в 11:03 вылетел в составе в составе 6 самолётов, ведущим второго звена на боевое задание, для уничтожения самолётов истребителей Ф-86, прикрывающих штурмовиков, действующих в районе Дээгуандонг. При подходе в район действия штурмовиков, в 11:14 на высоте 5000 метров я заметил звено Ф-86 слева, на встречно-пересекающихся курсах, передал командиру эскадрильи капитану Каратун, который с левым разворотом пошёл на ведущую пару, а ведомая пара Ф-86 зашла в хвост старшему лейтенанту Калинкину. Ведущий Ф-86 открыл огонь, очередь была не прицельная и прошла сзади самолёта старшего лейтенанта Калинкина. Я пошёл на отсечение и зашёл в хвост ведомому Ф-86, в левом развороте сверху сблизился на дистанцию 300-400 метров, под ракурсом 2/4 открыл огонь. Первые две очереди вёл не прицельно, так как Ф-86 стал маневрировать, последующие две длинные очереди вёл прицельно и последней очередью поразил Ф-86 попаданием в центральную часть фюзеляжа и кабину. Самолёт Ф-86 с левого разворота плавно перешёл в правый переворот и пошёл вниз. В это время ведомый старший лейтенант Ефимов передал: нас атакуют сзади-снизу 4 Ф-86, атаку которых сверху сзади отбил капитан Михеев. Ф-86 переворотом ушли в сторону залива.

Падение самолёта Ф-86 наблюдал в районе юго-восточнее в 10 км населённого пункта Дээгуандонг. Израсходовано боекомплекта: 40 снарядов 37-мм и 160 снарядов 23-мм. Облачность 5-6 баллов, нижняя кромка 6000-7000 метров, видимость до 15 км."

Согласно данным поисковой команды, на месте падения самолёта Ф-86, в указанном капитаном Юдиным районе, были обнаружены обломки разбившегося "Сейбра". Были также обнаружены остатка парашюта пилота и фрагменты тела погибшего пилота США. Поисковой командой в часть были доставлены вещественные доказательства сбитого самолёта Ф-86: разбитый пулемёт типа "Кольт-Браунинг" с № 23235 и часть бортовой радиостанции самолёта противника. Американская сторона отмечает только одну потерю своего Ф-86 из состава 4-го FIW, но утверждает, что пилот этого "Сейбра" спасся на парашюте. Учитывая, что победа капитана Юдина хорошо документализирована и имеет 100% доказательства, заявление американской стороны, мягко говоря, удивляют, если не сказать большего!

Так на счету капитана Юдина появилась 3 личная победа! Но на этом приятные моменты сентября закончились, и вскоре война показала Михаилу Фёдоровичу свой смертельный "оскал". Это произошло 15 сентября, вот как это было.

В полк прибыл новый командир, не имевший боевого опыта. Когда наземное наблюдение доложило, что группа американских "Сейбров" направляется к аэродрому, в воздух должна была подняться эскадрилья Юдина. Но комполка медлил, не давал команды. Когда прозвучало долгожданное "вам взлёт!", американцы уже находились над аэродромом. Взлетать приходилось по ущелью, практически отсутствовала возможность маневра.

Первым сбили самолёт капитана Ильи Ефимова - ведомого Юдина. Снаряды ударили прямо в кабину, его "МиГ" врезался в стену ущелья. Взрывной волной самолёт Юдина подбросило вверх - и это спасло ему жизнь: очередь, предназначавшаяся ему, прошла мимо. Он отстегнул подвесные баки и круто взмыл вверх. Следом шла другая пара: командира АЭ Михаила Каратуна и замполит АЭ Иван Калинкина. Оба самолёта были хладнокровно расстреляны сверху: били, как уток на взлёте.

Юдин остался один в окружении "Сейбров". С Мукдена шла гроза. Он стал тянуть поближе к тучам. На аэродроме в боевой готовности стояли и советский авиаполк, и соседний, китайский. Самолёты вырулили на бетонку, но разрешения на взлёт им не давали. Так и стояли, наблюдая за тем, как крутится Юдин среди изрыгающих огонь "Сейбров". Бить по земле американцы не имели права: Китай в войну не вступал. Война шла только в воздухе.

То, что ему удалось дотянуть до грозового фронта, Юдин считает просто чудом. Когда вошёл в черную тучу, в кабине стало темно. Юдин включил прибор "Горизонт", изменил направление полёта, а потом вынырнул сверху облаков, где безмятежно светило солнце. Американцев нигде не было. По рации прозвучала команда "Отлив!" (отбой тревоги). "Возвращайтесь! Кто цел?" - спрашивала земля.

На подлете к аэродрому возникла новая неожиданность: не выпускались шасси. Сделал "горку". Повезло: шасси вышли под своей тяжестью. И в довершение всего самолёт при посадке снесло с взлётной полосы: были пробиты шины. И опять везение: на земле только что прошёл сильный дождь, и самолёт увяз на мокрой земле. В корпусе и плоскостях потом насчитали 27 пробоин. Чтобы открыть фонарь, уже не оставалось сил. Из самолёта Юдина вытащили техники. Положили на носилки, понесли в санчасть: от перегрузок был повреждён позвоночник. Когда с лётчика снимали сапоги, из них потекли ручьи пота...

В этот раз на взлёте лётчиков 676-го ИАП подловили лётчики 4-го FIW. Разгром учинили 2 звена "Сейбров" из состава 334-й и 335-й FIS. Пара майора Алекса Гиллиса (Alex J. Gillis), пилота ВМС США, проходящий боевую стажировку в составе 335-й FIS, с первой атаки сбил самолёт ведомого Юдина старшего лейтенанта Ильи Васильевича Ефимова и он погиб в кабине своего самолёта. В это же время пара подполковника Кэррола Макелроя (Carroll B. Mcelroy) из той же 335-й FIS взяла в оборот самого Юдина. Вернувшись на свою базу, подполковник Макелрой заявил о победе над "МиГом", но как выясняется, он только повредил самолёт Юдина и тот вскоре был восстановлен.

Другая пара из состава 334-й FIS, которую возглавлял майор Фредерик Блисс (Frederick Blesse), сбила самолёт капитана Каратуна и подбила самолёт его ведомого капитана Калинкина. Каратун благополучно спасся на парашюте, а Калинкин на горящем самолёте сумел произвести посадку на своём аэродроме. Так трагически закончился этот вылет для лётчиков 676-го ИАП, но это война и она не только состоит из побед, но и из поражений!

Реванш за это поражение Михаил Юдин взял у американских пилотов 17 октября. В этот день в районе Пхеньяна в 11:52 состоялся бой 8 "МиГов" 3-й АЭ со звеном "Сейбров", в котором майор Юдин сбил своего последнего "Сейбра". Американцы признают потерю 2-х своих Ф-86, но почему-то днём раньше, причём обе записаны как не боевые потери. Возможно дело в том, что среди сбитых был офицер высокого ранга подполковник Карл Стюарт (Carl W. Stewart) из 16-й FIS, чей Ф-86E с № 51-2798 был, вероятно, подбит в бою с "МиГами" и подполковнику пришлось тянуть до спасительного острова Чо-до, где он, и покинул самолёт на парашюте и был подобран спасательной службой ВМС США. С большей долей вероятности можно отнести эту потерю на счёт М. Ф. Юдина.

В конце сентября Михаила Фёдоровича повысили в звании до майора и назначили командовать 3-й АЭ, где вышел из строя её командир. Этой эскадрильей он командовал до конца боевых действий в Корее. В последующих сражениях в корейском небе в прицел Юдину ещё 3 раза попадались "Сейбры", но все они уходили в море и судьба их неизвестна.

Всего Михаил Фёдорович совершил в корейском небе ровно 100 боевых вылетов, участвовал в 28 воздушных боях, в которых сбил официально 4 самолёта Ф-86 и ещё 1 подбил. За бои в небе Кореи был награждён орденом Красного Знамени.


*     *     *

МиГ-15бис майора М. Ф. Юдина, июль 1953 г.


Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
05.02.19441  ФВ-190Роковичи - ЧернинЯк-9
05.09.19441  ФВ-1901-й Белорусский фронт

      Всего сбитых самолётов - 2 + 0;  боевых вылетов - 154;  воздушных боёв - 17.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
30.08.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянПовреждён F-86E № 51-2794 из состава 335-й FIS
06.09.19521  Ф-86 
09.09.19521  Ф-86 
17.10.19521  Ф-86Предположительно, F-86E № 51-2798 из состава 16-й FIS

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0;  боевых вылетов - 100;  воздушных боёв - 28.




Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д