Акимов Александр Иванович

Акимов Александр Иванович

Родился 15 августа 1917 года в деревне Борки (Тумановский район Смоленской области). С 12 декабря 1939 года в рядах Красной Армии, призван Октябрьским РВК (города Москвы). Служил в ВВС Забайкальского военного округа (165-й РЕЗАП, 24 ЗИАП, 70-й ИАП) затем 939-го ИАП ПВО и 8-го ОУТП.

С 24 июня 1943 года младший лейтенант А. И. Акимов на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус), летал на "Аэрокобре".

К 9 мая 1945 года Гвардии лейтенант А. И. Акимов выполнил более 160 боевых вылетов, провёл более 15 воздушных боёв, в которых сбил лично 2 самолёта противника. Сражался на Северо-Западном, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах.

Участник войны в Корее с ноября 1950 года по март 1951 года в должности командира эскадрильи того же 28-го Гвардейского ИАП (151-я Гвардейская ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15. В воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника (08.11.1950 - Ф-51, 11.11.1950 - Ф-80, 10.02.1951 - Ф-80, 22.03.1951 - Ф-86).

Затем продолжал службу в рядах ВВС. С 22 февраля 1957 года Гвардии майор А. И. Акимов - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (16.09.1944, 30.04.1945, 15.12.1950), Отечественной войны 1-й степени (28.02.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (12.05.1951, 29.04.1954, 26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

8 ноября 1950 года в 11:33 на боевое задание ушла восьмёрка капитана А. И. Акимова из 28-го ГИАП. В районе Аньдуня группа сначала обнаружила одну группу Ф-51, обстреляла её, затем другую четвёрку Ф-51. Атаковав, их капитан А. И. Акимов сбил одного из них, остальные вышли из боя.

11 ноября 1950 года у лётчиков 64-го ИАК состоялся всего один бой, но довольно ожесточённый. В 14 часов дня с аэродрома Аныиань вылетела на разведку четвёрка МиГ-15 под командованием начальника ВВС 151-й ГИАД майора В. И. Колядина. А в районе Аньдуня в 14:24 это звено было атаковано группой из 20 Ф-80 справа сверху. Для выхода из-под атаки он сделал энергичный боевой разворот. При этом боевой порядок нарушился, бой вели парами. Ведомый Колядина старший лейтенант А. И. Акимов отбил атаку на своего ведущего и сбил один Ф-80. Отбить атаку по самолёту старшего лейтенанта М. П. Насонова сразу не удалось. Во время атаки Насонов продолжал полёт по прямой. Колядин и ведущий второй пары командир 2-й АЭ полка Герой Советского Союза майор В. Д. Боровков, отбив атаки наседавшего противника, передали по радио: "23-й, в хвосте самолёт противника, отвернись!" Насонов команду не выполнил, продолжал плавный разворот влево с креном в 30, а в это время Ф-80 с дистанции 50 метров вёл по нему огонь. Насонов стал снижаться левой управляемой спиралью. Боровков пошёл на помощь своему ведомому старшему лейтенанту Насонову, зашёл в хвост атакующей пары и сзади, с дистанции 500-200 метров, сбил один Ф-80. Тут Боровков, прикрывавший Насонова, вновь был атакован двумя Ф-80, вступил с ними в бой и вынужден был прекратить дальнейшее прикрытие. При вынужденной посадке на строящийся аэродром Аньдун старший лейтенант М. П. Насонов погиб...

8 февраля 1951 года на аэродром Аньдун в полном составе перелетел 28-й Гвардейский ИАП под командованием Гвардии подполковника Героя Советского Союза В. И. Колядина. 10 февраля первый боевой вылет совершила восьмёрка 2-й эскадрильи под командованием капитана А. И. Акимова. Вылет состоялся в 15 часов 27 минут, наша восьмёрка прикрывала четвёрку китайских МиГ-15 из 7-го ИАП, которая совершала облёт района боевых действий. Сверху четвёрку китайцев выше их на 400 метров прикрывало 1-е звено советских лётчиков в составе: капитана А. И. Акимова, старшего лейтенанта А. Я. Алексеенко и пары капитана Б. А. Лебёдкина и капитана И. Ф. Кривакова, ниже шло 2-е звено капитана И. И. Гаркавенко.

Во время полёта по команде с ВПУ их неожиданно навели на оказавшуюся в данном районе четвёрку F-80. Американцы шли плотным строем и не видели "МиГов", этим и воспользовалось первое звено капитана Акимова и произвело атаку сверху сзади. Огонь открыли с короткой дистанции все 4 "МиГа" звена, распределив цели между собой. С первой же атаки были поражены 3 "Шута", которые горящими упали на землю. Отличились лётчики: А. И. Акимов, Б. А. Лебёдкин и А. Я. Алексеенко. Уцелел только один F-80, да и то был подбит, так как капитан И. Ф. Криваков видел попадание снарядов в самолёт противника.

А. И. Акимов (крайний слева) с товарищами. Март 1951 г.

Так с одной атаки была фактически полностью уничтожена небольшая группа самолётов противника. Решающую роль в этом успехе сыграло отличное наведение на цель наших операторов РЛС и ВПУ, так как удар наших "МиГов" был неожиданно смертельным для противника. Американцы признали потерю только одного своего "Шутинг Стара" из состава 80-й АЭ 8-й ИБАГ, что вызывает большое сомнение в полноте этих данных.

22 марта 1951 года лётчики 28-го ГИАП провели очередной бой с пилотами 4-го ИАКР: в 13:06, 6 экипажей из 2-й АЭ полка под командованием капитана А. И. Акимова, взлетев с аэродрома Аньдун и перелетев пограничную реку Ялуцзян, уже обнаружили на большой высоте звено Ф-86 и пошли навстречу противнику. Но тут была обнаружена ещё одна группа "Сейбров" в количестве 8 машин на высоте 10 000 м, и пришлось провести атаку на встречных курсах. После этого "МиГи" сделали резкий разворот и уже сзади атаковали эту группу Ф-86, и капитану А. И. Акимову удалось поразить один из "Сейбров", и тот вышел из боя. Видя, что пилоты "МиГов" настроены воинственно и преимущества в высоте у пилотов "Сейбров" нет, они тут же ушли в залив. По данным фотоконтроля, капитану А. И. Акимову была записана предположительная победа над одним Ф-86. Однако американское командование не отмечает потери Ф-86 в этот день - возможно, капитан А. И. Акимов только повредил этот "Сейбр".

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д