Дьяченко Григорий Харитонович

Дьяченко Григорий Харитонович

Родился 21 августа 1922 года в селе Загребелье (Тетиевский район Киевской области Украины. С 1 января 1941 года в рядах Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков.

С 22 декабря 1943 года младший лейтенант Н. Д. Зинченко в действующей армии. Воевал на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах в составе 50-го ИАП (315-я ИАД), летал на Ла-5. Совершил 153 боевых вылета, в воздушных боях сбил 1 самолёт противника (20.01.1945 - 1 ФВ-190).

Участник войны в Корее с мая по октябрь 1951 года в составе 523-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника (1 Ф-86 и 1 Б-29). 24 октября 1951 года был сбит в воздушном бою, успешно катапультировался и спасся на парашюте, но в результате неудачного приземления получил травмы. Был отправлен в китайский госпиталь, затем эвакуирован в СССР.

После излечения продолжал службу в рядах ВВС СССР. С 3 октября 1958 года майор Г. Х. Дьяченко - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951), Красной Звезды (25.09.1952, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (13.06.1952).


*     *     *

12 октября 1951 года лётчики 303-й ИАД во второй половине дня вылетали на отражение налёта ИБА США. В этом сражении, которое произошло в 16:00 - 16:40 в районе Тейсю - Сюкусен, участвовали все 3 полка дивизии.

Основную ударную группу возглавил 18-й ГИАП, а 14 экипажей из 523-го ИАП и ещё 20 экипажей из 17-го ИАП связали боем до 30 истребителей противника. Лётчики 2-й эскадрильи 18-го ГИАП капитана В. Н. Шалева вступили в бой с 12 F-84, которых прикрывали 8 F-86. Лётчики эскадрильи провели скоростную атаку по строю штурмовиков, в которой старший лейтенант В. И. Степанов одержал свою первую победу в небе Кореи, сбив с короткой дистанции один "Тандерджет".

В это время 14 МиГ-15 из 523-го ИАП вступили в воздушный бой с передовой группой прикрытия, состоящей из 40 F-86. На помощь им пришли лётчики из 17-го ИАП, и закрутилась карусель боя. Бой распался на отдельные пары и звенья. Вот как описывает этот бой его участник, Дьяченко Григорий Харитонович, замполит 1-й эскадрильи 523-го ИАП:

"Нам с Бахаевым попалась одна пара, мы втянулись с ней в маневренный воздушный бой то на восходящих, то на нисходящих спиралях. В глазах тёмные круги, и ни одна сторона не хотела уходить с поля боя первой. После очередного маневра я вышел с восходящей спирали первым и на пикировании с перевернутого положения поймал в прицел F-86, летевший мне навстречу под ракурсом 1/4, я открыл огонь из пушек и только вышел из атаки, как услышал голос ведущего: "Тринадцатый (мой позывной), поздравляю". Я глянул вниз и увидел клубок чёрного дыма, падающего к земле... Да и фотопулемёт также зафиксировал попадание в самолёт противника".

В этом бою лётчики 523-го полка сбили ещё 2 "Сейбра", их записали на свой боевой счёт капитан Г. У. Охай и старший лейтенант Д. А. Самойлов. Кроме того, по одному "Сейбру" в этом бою сбили лётчики двух других полков этой дивизии: старший лейтенант Н. Г. Докашенко из 17-го ИАП и капитан Н. В. Бабонин из 18-го ГИАП. Свои потери составили всего один МиГ-15бис. Был подбит 1-м лейтенантом Джозефом Р. Эллисом из 334-й АЭ самолёт капитана Н. В. Бабонина, но он благополучно катапультировался. Это была единственная победа американских лётчиков за 12 октября.

Командование 5-го ВФ США признало потерю только одного F-86Е с № 50-0682 из состава 336-й АЭ, пилот которого хоть и дотянул до своей территории, но при вынужденной посадке на "живот" был так разрушен, что его просто списали. Пилот, к счастью, не пострадал. И была подтверждена победа старшего лейтенанта В. И. Степанова, который сбил F-84Е с № 49-2351 из состава 136-й ИБАКР, пилот которого, Френк Казмеч, хоть и спасся, но попал в плен.

23 октября 1951 года последовал очередной мощный налёт американских В-29, целью которого были северокорейские аэродромы Тайсен и Намси. Этот налёт "Крепостей" прикрывался крупным нарядом истребителей 4-го ИАКР и 49-го и 136-го ИБАКР. По данным советских лётчиков, в этом налёте участвовало от 22 до 28 бомбардировщиков В-29 под прикрытием наряда истребителей, количество которых доходило до 100 машин. В отражении налета участвовало 58 истребителей МиГ-15 из 303-й ИАД, которые составляли первый эшелон корпуса и должны были нанести удар по соединению противника, и 26 "МиГов" 324-й ИАД, которые составляли второй эшелон корпуса, задачей которых было наращивание сил и прикрытие выхода из боя лётчиков 303-й ИАД. Однако американцы заявляют, что в этом налёте на аэродром Намси участвовало всего 8 бомбардировщиков В-29 из 307-й БАГ САК под прикрытием 55 F-84 и 34 F-86 и что они подверглись атаке только 44 "МиГов". Американские данные сильно разнятся с советскими данными. Явно было только одно: что противник превосходил силы корпуса.

Капитан С. А. Бахаев и его ведомый ст. лейтенант Г. Х. Дьяченко. Аэродром Мяогоу, 1951 г.

Рассказывает ведомый капитана С. А. Бахаева, участник этого сражения заместитель командира эскадрильи по политической части старший лейтенант Дьяченко Григорий Харитонович Дьяченко:

"После перелёта реки Ялуцзян нас встретила большая группа F-86 (до 50 машин), но мы всё же прорвали их заслон. Потом схватились с F-84 - непосредственным прикрытием бомбардировщиков. В круговерти боя наша пара, состоящая из меня и моего командира капитана С. А. Бахаева, увидела пятёрку В-29 между двумя слоями облаков, и все мы ринулись с высоты на неё. Скорость пикирования была предельной, пришлось притормаживать самолёты тормозными щитками. Чтобы уклониться от прицельного огня стрелков В-29, я рыскал носом самолёта то влево, то вправо. Открыл огонь по третьему В-29 из всех пушек, видел попадания в самолёт, а ведущий ударил по среднему В-29. После атаки встретились в верхней полосе облаков. Развернулись и вновь пошли в атаку, которую провели снизу по оставшейся тройке В-29. Ведущий сбил ещё один, а я отбивался от атак истребителей противника. Вскоре мы благополучно вернулись на аэродром.

В этом сражении, согласно данным экипажей и фотоконтроля с ФКП, лётчиками дивизии было сбито около 20 бомбардировщиков и истребителей противника. Но командир корпуса генерал Г. А. Лобов не поверил этим данным, заметив, что слишком много, и засчитал победы не всем лётчикам, в том числе и мне. Но когда передали официальные данные, что из 28 В-29 вернулись на свои базы только с десяток, из которых часть разбилась при посадке, то засчитали победы всем, и мне тоже".

24 октября наши лётчики дважды вылетали на отражение налётов авиации США. При ведении воздушного боя с самолётами F-86 и "Метеор" в районе 20 км южнее Ансю старший лейтенант Дьяченко вёл прицельный огонь по самолёту "Метеор". При этом, Дьяченко сзади снизу внезапно был атакован двумя самолётами F-86. Его "МиГ" получил повреждения управления, из-за неуправляемости самолёта Дьяченко с высоты 5000 м катапультировался. Приземлился на "пятачок" среди склонов высоких гор и при ударе о землю потерял сознание. Очнулся от стрельбы и разрывов пуль. Корейские солдаты, приняв Дьяченко за американского пилота, начали стрелять в него. Лётчик с трудом отстегнул парашют и ползком спрятался за ближайший валун. Но вскоре огонь прекратился благодаря вмешательству китайских добровольцев, которые подошли к месту стрельбы и подобрали Дьяченко. Перевязав, они перенесли его в бункер командующего КНД в Корее генерала Пен Де Хуая. На следующий день лётчика отвезли через Аньдун в китайский госпиталь, а потом отправили в Москву.

Старший лейтенант Г. Х. Дьяченко, который до этого боя уже одержал 2 победы в небе Кореи, был сбит командиром 335-й АЭ полковником Гаррисоном Тингом, именно ему принадлежит единственная победа "Сейбров" в этот день.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д