Глинский Юрий Иванович

4 победы

(4 + 0)
Глинский Юрий Иванович
  Флаг ВВС

Родился 17 сентября 1919 года в городе Краснодаре (ныне административный центр Краснодарского края). С 15 августа 1940 года в рядах Красной Армии, призван Пятигорским ГВК (Ставропольский край). Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом в 13-м ЗИАП (ВВС Ленинградского фронта).

С 20 июля 1943 года младший лейтенант Ю. И. Глинский в действующей армии. Воевал в составе 29-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД), летал на Як-7 и Як-9. Совершил около 130 боевых вылетова, провёл около 20 воздушных боёв и сбил лично 3 самолёта противника. Сам был легко ранен.

Участник войны в Корее с декабря 1950 по февраль 1951 гг. в составе 29-го Гвардейского ИАП (50-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт ВВС США.

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 18 августа 1960 года подполковник Ю. И. Глинский - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (05.11.1944, 04.06.1955), Отечественной войны 1-й степени (03.03.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (12.05.1951, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (17.05.1951).


*     *     *

Ожесточённым выдалось сражение, которое состоялось во второй половине дня 10 декабря 1950 года. В 15:25 американцы предприняли налёт на станцию Сенсен крупными силами своей штурмовой авиации. На перехват большой группы самолётов противника вылетели сразу 16 экипажей 29-го Гвардейского ИАП. Они поднимались звеньями через некоторый промежуток времени и последовательно следовали в район Сенсена. В районе станции наши лётчики обнаружили несколько звеньев штурмовиков Ф-80 общим количеством до 20 машин, которые, так же как и наши "МиГи", последовательно прибывали в район станции Сенсен.

В ходе этого продолжительного и довольно напряжённого боя старшему лейтенанту Ю. И. Глинскому удалось сбить один Ф-80. У нас был подбит самолёт старшего лейтенанта Н. Н. Петрова, у которого была повреждена турбина двигателя, но нашему лётчику удалось благополучно посадить свой "МиГ" с остановившимся двигателем на аэродром в Аньдуне, благо он был недалеко от места сражения.

Пиком январских боёв 1951 года в небе Кореи стало сражение над Сингисю 23 января. Обозлённые большими потерями, лётчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 Ф-84 (по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому Аньдун. Вот как об их появлении над аэродромом вспоминает А. И. Перекрест:

"Когда мы позавтракали в 7 часов утра и вышли из дежурного домика, солнце только начало выходить из-за горизонта. Не успели мы перекурить после еды, как увидели, что со стороны моря, на высоте примерно 400 - 500 метров, идёт целая колонна самолётов Ф-84, они шли четвёрками друг за другом, их было не менее 45 машин. Это был первый случай крупного нарушения границы КНР при нас. Шли они как на параде, огня по нашим самолётам, стоящим на аэродроме, не открывали. От дежурного домика, где мы стояли, до стоянки самолётов было 50 - 60 метров, и мы сразу бросились к своим "МиГам", сели в кабины, запустили двигатели и начали взлетать".

В 7:10 с аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 МиГ-15, и среди них 8 "МиГов" из 10-го ИАП, а остальные - из 29-го ГвИАП. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором сошлись около 80 самолётов с обеих сторон.

Первой ушла по тревоге шестёрка МиГ-15 из состава 2-й эскадрильи под командованием капитана В. Н. Крымского, и именно они первыми обнаружили первую группу из 8 "Тандерджетов", которые, нарушив границу КНР, направлялись к авиабазе Аньдун, которая располагалась непосредственно напротив Сингисю, но на другом берегу реки Ялуцзян. Видимо, данная группа противника должна была обеспечить действия подходившей основной ударной группы. Группа капитана Крымского вступила в бой с этой восьмёркой Ф-84, и довольно удачно, так как вскоре капитану Г. П. Чумакову удалось сбить один из "Тандерджетов". В этот момент в район боя подошла основная группа противника, и всё пространство было занято самолётами противника, и шестёрка "МиГов" просто растворилась среди самолётов врага. Но это преимущество длилось не больше минуты, так как сначала в район боя подошла шестёрка МиГ-15 из 1-й эскадрильи под командованием капитана П. И. Орлова, а ещё через минуту подошла ещё восьмёрка МиГ-15 3-й эскадрильи под командованием капитана И. И. Юркевича. В небе крутилась гигантская "карусель" из нескольких десятков машин.

Несколько "МиГов" было обстреляно "Тандерджетами" на взлёте, при этом 2 МиГ-15 были подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолёты капитана Жандарова и старшего лейтенанта А. Ф. Андрианова, самолёт последнего получил 3 пробоины в двигатель. МиГ-15 А. Ф. Андрианова был бы сбит, так как в него вцепились 2 Ф-84, но его спасла пара капитана Ю. И. Глинского, который атаковал пару "Тандерджетов" и сбил один из них, другой ушёл крутым виражом из-под атаки.

Героически сражался в этом бою капитан Г. М. Гребёнкин, но его зажала четвёрка Ф-84 и сбила, - капитан Гребёнкин не успел спастись, эта была единственная потеря полка в этом бою и последняя в этой войне. Но лётчики 29-го Гвардейского ИАП с лихвой отплатили врагу за свою потерю: они сбили 8 Ф-84 и подбили 2-3 машины противника. Правда, полку было засчитано только 6 побед, которые одержали лётчики П. И. Орлов, И. Ф. Богатырёв, А. К. Курносов, А. Рязанов, Г. П. Чумаков и А. И. Перекрест. Ещё 2 "Тандерджета" были сбиты лётчиками Ю. И. Глинским и Г. М. Гребёнкиным, но им по разным причинам эти победы не засчитали.

Американские лётчики из 522-й и 523-й АЭ 27-й ИАГ заявили, что сбили 4 "МиГа", причём 2 победы на свой счёт записал лейтенант Е. Крэгг, а 2 другие одержали капитаны Аллен Макгуайр и Уильям У. Слоутер. Предположительно они сбили ещё 3 МиГ-15. По американским данным, в этом сражении принимали участие 8 экипажей штурмовиков Ф-80 из состава 8-й ИБАГ, а их действия обеспечивали 24 экипажа Ф-84 "Тандерджет" из состава 27-й ИАГ. Причем, по данным американской стороны, они в этом сражении потеряли только лишь один самолёт Ф-80 из 80-й АЭ, лётчик которого погиб. Эти данные, относительно понесённых американской стороной потерь, вызывают большое сомнение в их достоверности, зная, как болезненно относится американское командование к таким потерям и старательно их скрывает.

Это был последний бой в небе Кореи лётчиков 29-го Гвардейского ИАП, так как 24 января 1951 года полк перелетел в Аньшань, где сдал свои "МиГи" другому советскому полку, недавно прибывшему в Китай, а лётный состав затем убыл на отдых на Ляодунский полуостров.

Список известных воздушных побед Ю. И. Глинского:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
19.03.19441  Ю-87южнее ПухновоЯк-9
26.03.19441  ФВ-190Моснакюля
13.07.19441  Ю-87Катниеми

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0;  боевых вылетов - около 130;  воздушных боёв - около 20.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.12.19501  Ф-84станция СенсенМиГ-15

      Всего сбитых самолётов - 1 + 0.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д