Горячко Леонид Дорофеевич

10 побед

(5 + 5)
Горячко Леонид Дорофеевич
  Флаг ВВС

Родился 13 февраля 1916 года на станции Чулымская (Омская область). С 15 августа 1935 года в рядах Красной Армии, призван Минским РВК (Белорусская ССР). Окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

С 22 июня 1941 года лейтенант Л. Д. Горячко в действующей армии. По июль 1941 года воевал в должности заместителя командира эскадрильи 31-го ИАП (8-я САД, ВВС Северо-Западного фронта), летая на МиГ-3. С сентября 1941 года - уже в 240-м ИАП (З-я РЕЗАГ РСВГК, ВВС Ленинградского фронта), продолжая летать на МиГ-3. С октября 1941 года - командир эскадрильи в 283 / 740-м ИАП (148-я ИАД ПВО). Летал на МиГ-3, "Харрикейне" и "Киттихауке". С апреля 1943 года капитан Л. Д. Горячко командовал 964-м ИАП (106-я ИАД ПВО), где летал на "Харрикейне". С июля 1943 года служил в Управлении 9-го ИАК ПВО, летал на Як-7. С октября 1943 по январь 1945 гг. - в составе 769-го ИАП (122-я ИАД ПВО), где летал на Як-7 и Як-9. С мая 1944 года - командир полка. Всего совершил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы 5 самолётов противника.

Участник войны в Корее с июля 1952 по июль 1953 гг. в должности командира 726-го ИАП (133-я ИАД, 64-й ИАК), летал на МиГ-15. В воздушных боях подполковник Л. Д. Горячко лично сбил 2 самолёта ВВС США.

Затем продолжал служить в ВВС. Окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал ответственные посты в Военно-Воздушных Силах СССР. С 27 октября 1972 года генерал-лейтенант авиации Л. Д. Горячко - в запасе. Жил в Минске (Республика Беларусь). Умер 25 декабря 1995 года, похоронен на Северном кладбище.

Награждён орденами: Ленина (26.02.1942), Красного Знамени (03.11.1941, 26.10.1944, 06.10.1952, 29.04.1957), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (15.11.1950, 14.05.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.11.1945).


*     *     *

Крупное сражение произошло в небе Кореи 9 сентября 1952 года в районе Дэгуандонг, в котором участвовали 60 Ф-84 под прикрытием 40 Ф-86 со стороны 5-й ВА ВВС США (силы в ходе боя наращивались) и около 100 МиГ-15 из состава 133-й и 216-й ИАД. Налёт начался после 10 часов утра, и первыми на его отражение ушли лётчики 216-й ИАД в составе 676, 518 и 878-го полков, около 50 "МиГов" (по 16-18 самолётов от каждого полка). Они сковали боем первый заслон "Сейбров" из 51-го ИАКР, чем обеспечили благоприятные условия для лётчиков 726-го ИАП, который в составе 18 экипажей (две АЭ) под командованием командира полка подполковника Л. Д. Горячко вылетел на боевое задание. Лётчики 726-го полка обнаружили большую группу Ф-84 без прикрытия и яростно атаковали строй противника. "Тандерджеты", попав под пушки "МиГов", падали на землю один за другим. В итоге в залив удрала только часть Ф-84, а 14 из них остались в земле Кореи. Столь больших и тяжелых потерь ИБА не несла с осени 1951 года. Вот как описывают этот бой его участники бывшие лётчики 726-го ИАП Каташов Михаил Арсентьевич:

"Мы были подняты по тревоге для отражения массированного налёта противника на ГЭС. Километрах в 50-60 на высоте 3000-4000 метров на встречно-пересекающихся курсах встретили большую группу Ф-84. Командир полка передал об обнаружении противника на землю и получил приказ атаковать и каждому выбирать цель самостоятельно. И тут-то началось... Мы имели некоторое преимущество в высоте и в развороте влево на штурмовиков сверху сзади выполнили атаку. После чего строй штурмовиков рассыпался, а мы в одиночку выбирали себе цель и били противника. Я стал преследовать пару Ф-84, сбросившую беспорядочно бомбы. Они стали уходить по долине между гор, но уйти не могли из-за малой высоты. И я излюбленным приёмом - пикированием - настиг их и сбил. Таким же образом сбили 2-х Ф-84 и лётчики моего звена старшие лейтенанты В. И. Мотонаха и М. С. Гречин".

Далее события развивались следующим образом. После тяжелых потерь "Тандерджеты" стали уходить в залив, а на хвостах у них висели "МиГи" 726-го полка. Потери Ф-84 были бы ещё больше, но на помощь им пришла группа "Сейбров" из 51-го крыла, которая, в свою очередь, атаковала увлекшихся преследованием пилотов 726-го полка и сбила лётчика 1-й АЭ старшего лейтенанта Капунова Ивана Ивановича. Теперь туго пришлось лётчикам 726-го ИАП, так как и численное превосходство, и позиция для атаки лучше были у "Сейбров", к тому же порядки полка разбились на пары, и чёткой группы уже не было, чем и воспользовались американцы. Спасли положение подоспевшие братские полки 133-й ИАД - две восьмёрки "МиГов" 147-го ГИАП и столько же экипажей 415-го ИАП, которые атаковали увлекшихся преследованием "Сейбров". Бой вновь вспыхнул с новой силой, и закружилась карусель, из которой выпадали горящими как "Сейбры", так и "МиГи".

В итоге в этом сражении лётчики 133-й ИАД сбили 17 самолётов противника, в том числе лётчики 726-го ИАП сбили 14 Ф-84 (предположительно сбито ещё 2 Ф-86, но их не засчитали полку). 147-й ГИАП сбил 2 Ф-86, и ещё 1 был сбит лётчиками 415-го ИАП. Потери дивизии также были тяжёлыми: потеряно 6 самолётов и погибли 3 лётчика - Пронин Константин Павлович, Сова Иван Кузьмич и Капунов Иван Иванович. Кроме того, в бою с передовым заслоном "Сейбров" лётчики 216-й ИАД сбили 4 Ф-86 и подбили ещё один "Сейбр" без своих потерь. Лётчики 676-го ИАП сбили 2 "Сейбра", столько же сбили и пилоты 518-го ИАП. Отличился капитан М. И. Михин из 1-й АЭ - сбил один Ф-86 (3-й на своём счету) и подбил другой. Причём его "подбитый" Ф-86 упал в залив, но так как вещественных доказательств не было, то его засчитали как подбитый.

Кстати, о подтверждениях побед 9 сентября 1952 года: все сбитые 726-м полком Ф-84 были обнаружены на земле, и у них сняли бирки заводских номеров. Некоторые подтверждать было не нужно, так как на плёнке фотоконтроля, например, у командира 726-го полка подполковника Л. Д. Горячко, сбившего в этом сражении сразу 2 Ф-84, ясно виден взрыв в воздухе Ф-84, поэтому в этом случае других доказательств и не надо было. Итог этого сражения был таков: корпусом сбит 21 самолёт противника (плюс 2 предположительные победы) и 1 самолёт противника подбит (вернее, сбит), сбито 14 Ф-84 и 7 Ф-86. Свои потери за день боёв - 6 МиГ-15 и 3 пилота.


Список известных воздушных побед Л. Д. Горячко:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
20.09.19411  Ме-110ЛюбаньМиГ-3
25.09.19411  "Хе-113"  (в группе 1/8)станция Жихарево
26.09.19411  Ме-110озеро Тонегожское
29.09.19411  Хш-126  (в паре)станция Погостье
19.02.19421  Ю-88  (в группе 1/?)Бокситогорск
07.04.19421  Хе-111Устюжка
13.08.19421  Ю-88  (в паре)станция Кадуй
__.06.19441  Ме-109  (в паре)северо-западнее ПетсамоЯк-9

      Всего сбитых самолётов - 3 + 5;  боевых вылетов - более 300.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
09.09.19522  Ф-84ДэгуандонгМиГ-15

      Всего сбитых самолётов - 2 + 0.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д