Курносов Алексей Константинович

Курносов Алексей Константинович

Родился 26 марта 1922 года в селе Ивановка (Гавриловский район Тамбовской области). С 18 августа 1940 года в рядах Красной Армии, призван Красногорским РВК (Московская область). Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в 16-м ЗИАП (ВВС Приволжского военного округа).

Участник Великой Отечественной войны с лета 1943 года в составе 197-го ИАП (7-я Воздушная армия, Карельский фронт). Летал на Як-9, воздушных побед не имел.

Участник войны в Корее с ноября 1950 по январь 1951 гг. в составе 29-го Гвардейского ИАП (50-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника типа Ф-84 (23.01.1951).

Затем продолжал службу в рядах ВВС. С 18 октября 1965 года подполковник А. К. Курносов - в запасе.

Награждён орденами: Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (12.05.1951, 29.04.1954, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Пиком январских боёв 1951 года в небе Кореи стало сражение 23 числа над Сингисю. Обозлённые большими потерями, лётчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 F-84 (по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому Аньдун. Вот как об их появлении над аэродромом вспоминает А. И. Перекрест:

"Когда мы позавтракали в 7 часов утра и вышли из дежурного домика, солнце только начало выходить из-за горизонта. Не успели мы перекурить после еды, как увидели, что со стороны моря, на высоте примерно 400-500 метров, идёт целая колонна самолётов F-84, они шли четвёрками друг за другом, их было не менее 45 машин. Это был первый случай крупного нарушения границы КНР при нас.

Шли они как на параде, огня по нашим самолётам, стоящим на аэродроме, не открывали. От дежурного домика, где мы стояли, до стоянки самолётов было 50-60 метров, и мы сразу бросились к своим "МиГам", сели в кабины, запустили двигатели и начали взлетать".

В 7:10 с аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 МиГ-15, и среди них 8 "МиГов" из 10-го ИАП, а остальные - из 29-го Гвардейского ИАП. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором сошлись около 80 самолётов с обеих сторон.

Первой ушла по тревоге шестёрка МиГ-15 из состава 2-й эскадрильи под командованием капитана В. Н. Крымского, и именно они первыми обнаружили первую группу из 8 "Тандерджетов", которые, нарушив границу КНР, направлялись к авиабазе Аньдун, которая располагалась непосредственно напротив Сингисю, но на другом берегу реки Ялуцзян. Видимо, данная группа противника должна была обеспечить действия подходившей основной ударной группы. Группа капитана В. Н. Крымского вступила в бой с этой восьмёркой F-84, и довольно удачно, так как вскоре капитану Г. П. Чумакову удалось сбить один из "Тандерджетов". В этот момент в район боя подошла основная группа противника, и всё пространство было занято самолётами противника, и шестёрка "МиГов" просто растворилась среди самолётов врага. Но это преимущество длилось не больше минуты, так как сначала в район боя подошла шестёрка МиГ-15 из 1-й эскадрильи под командованием капитана П. И. Орлова, а ещё через минуту подошла ещё восьмёрка МиГ-15 3-й эскадрильи под командованием капитана И. И. Юркевича. В небе крутилась гигантская "карусель" из нескольких десятков машин.

Несколько "МиГов" было обстреляно "Тандерджетами" на взлёте, при этом 2 МиГ-15 были подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолёты капитана Жандарова и старшего лейтенанта А. Ф. Андрианова, самолёт последнего получил 3 пробоины в двигатель. МиГ-15 Андрианова был бы сбит, так как в него вцепились 2 F-84, но его спасла пара капитана Глинского, который атаковал пару "Тандерджетов" и сбил один из них, другой ушёл крутым виражом из-под атаки.

Героически сражался в этом бою капитан Г. М. Гребёнкин, но его зажала четвёрка F-84 и сбила, - капитан Гребенкин не успел спастись, эта была единственная потеря полка в этом бою и последняя в этой войне. Но лётчики 29-го полка с лихвой отплатили врагу за свою потерю: они сбили 8 F-84 и подбили 2-3 машины противника. Правда, полку было засчитано только 6 побед, которые одержали лётчики П. И. Орлов, И. Ф. Богатырёв, А. К. Курносов, А. Рязанов, Г. П. Чумаков и А. И. Перекрест. Ещё 2 "Тандерджета" были сбиты лётчиками Ю. И. Глинским и Г. М. Гребёнкиным, но им по разным причинам эти победы не засчитаны.

Американские лётчики из 522-й и 523-й АЭ 27-й ИАГ заявили, что сбили 4 "МиГа", причём 2 победы на свой счёт записал лейтенант Е. Крэгг, а 2 другие одержали капитаны Аллен Макгуайр и Уильям У. Слоутер. Предположительно они сбили ещё 3 МиГ-15. По американским данным, в этом сражении принимали участие 8 экипажей штурмовиков F-80 из состава 8-й ИБАГ, а их действия обеспечивали 24 экипажа F-84 "Тандерджет" из состава 27-й ИАГ. Причем, по данным американской стороны, они в этом сражении потеряли только лишь один самолёт F-80 из 80-й АЭ, лётчик которого погиб. Эти данные, относительно понесённых американской стороной потерь, вызывают большое сомнение в их достоверности, зная, как болезненно относится американское командование к таким потерям и старательно их скрывает.

Это был последний бой в небе Кореи лётчиков 29-го Гвардейского ИАП, так как 24 января 1951 года полк перелетел в Аньшань, где сдал свои "МиГи" другому советскому полку, недавно прибывшему в Китай, а лётный состав затем убыл на отдых на Ляодунский полуостров.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д