Михайлов Павел Михайлович

Михайлов Павел Михайлович

Родился 4 марта 1919 года в городе Ижевск (ныне столица Удмуртской Республики). С 15 сентября 1939 года в рядах Красной Армии, призван Ижевским РВК. Служил красноармейцем в 44-м стрелковом полку. Затем был направлен для обучения в Бирмскую военную авиационную школу пилотов (ВВС Сибирского военного округа). Окончив её, служил в ней инструктором-лётчиком и командиром звена. Лично подготовил для фронта более 100 лётчиков.

Участник войны в Корее с ноября 1950 по февраль 1951 гг. в должности командира 1-й эскадрильи 177-го ИАП (50-я ИАД, 64-й ИАК), летал на МиГ-15. В воздушных боях майор П. М. Михайлов сбил лично 3 самолёта противника.

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 1 июля 1963 года полковник П. М. Михайлов - в запасе.

Награждён орденами: Ленина (12.05.1951), Красного Знамени (29.04.1957), Красной Звезды (23.02.1945, 22.02.1955, 26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *
Список известных воздушных побед П. М. Михайлова:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.01.19511  РБ-29район АнсюМиГ-15
21.01.19511  Ф-84
03.02.19511  Ф-80район Сингисю

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0.



10 января 1951 года 1-я эскадрилья 177-го ИАП в составе 10 машин под командованием майора П. М. Михайлова выполняла патрульный полёт в район Ансю и за облаками встретила одиночный разведчик РБ-29. Тут же попарно вся эскадрилья пошла на него в атаку и стала его обстреливать, но опыта боёв с данными машинами у лётчиков 177-го ИАП не было, они вели огонь по разведчику с большой дистанции. Только капитану Н. Е. Воробьёву удалось сблизиться с РБ-29 на короткую дистанцию и поразить его. Снаряды попали в правый двигатель и по фюзеляжу самолёта-разведчика. РБ-29 загорелся и по спирали стал падать, вскоре его покинули 5 членов экипажа, которых взяли в плен корейцы, а самолёт врезался в сопку недалеко от Ансю (погибли 6 членов экипажа). Хотя данные фотоконтроля были лучше у Воробьёва, руководство полка записало сбитый самолёт-разведчик на счёт командира эскадрильи майора П. М. Михайлова. Таким образом руководство хотело поднять моральный дух у командира данной эскадрильи, так как тому пока не удавалось добыть победу в небе Кореи. Это, кстати, иногда практиковалось и в других полках и дивизиях 64-го ИАК, но в большинстве случаев шло только во вред командирам, которым дарили победу. Но Михайлову эта победа придала уверенность в своих силах, впоследствии он одержал ещё 2, но уже свои личные победы в небе Кореи. За эти подвиги был награждён орденом Ленина.

Американцы скрывают точные данные, что за самолет был сбит лётчиками 177-го ИАП, но есть предположение, что это был самолёт спасательной службы ВВС США СБ-29 с № 44-84124, который сознательно или по ошибке записан как потерянный 11 февраля 1951 года.

Американский самолёт РБ-29

Большое сражение в районе Ансю произошло 21 января 1951 года, когда на перехват многочисленных групп штурмовиков вылетело около 30 МиГ-15 - были подняты в воздух группы "МиГов" из состава всех 3-х полков 50-й ИАД.

В 10 часов 35 минут 1-я аскадрилья 177-го ИАП в составе 9 экипажей встретила в районе Ансю восьмёрку Ф-84 и завязала с ней бой, в котором группа противника была разгромлена: 4 "Тандерджета" были сбиты П. М. Михайловым, С. М. Акуленко, И. А. Гречишко и И. В. Поповым, причём последний "Тандерджет" сбил капитан Гречишко. Он вёл бой с ведомым Беликовым против пары Ф-84 и никак не мог зайти им в хвост, но когда у Ф-84 стало заканчиваться горючее, так как они летали на пределе своего радиуса, они начали выходить из боя, чем и воспользовался капитан Гречишко: зашёл им в хвост и с короткой дистанции сразил самолёт ведомого, и тот упал на берег залива. У группы майора Михайлова потерь в бою не было.

Исследуя уже опубликованные недавно на Западе документы относительно потерь 5-й ВА в небе Кореи, можно предположить, что в этом бою лётчики 177-го ИАП встретились не с "Тандерджетами", а со звеном Ф-80 из состава 8-й А 49-й ИБАГ, которые сопровождали разведчик РФ-80. В этом бою вся группа из 5 самолётов была, по сути, уничтожена: один Ф-80 и разведчик РФ-80 были сбиты сразу, причём пилот самолёта-разведчика попал в плен. Ещё 3 "Шутинг Стара" долетели до своей территории, где их пилоты покинули свои подбитые машины либо совершили вынужденные посадки вне аэродрома.

В начале февраля 1951 года 177-й ИАП убыл в Советский Союз, но перед этим лётчики полка провели ещё несколько боевых вылетов и 2 воздушных боя, один из которых был результативный. 3 февраля на патрулирование вылетело 10 МиГ-15 из 1-й эскадрильи 177-го ИАП под командованием майора П. М. Михайлова. В районе Сингисю в 40 км северо-восточнее города на высоте 2500 метров командир звена И. А. Гречишко увидел одиночный самолёт типа Ф-80. Звено Гречишко стало в левый разворот на 135-140 градусов, его справа атаковал капитан С. М. Акуленко с дистанции 350-400 метров открыл по нему огонь. Ф-80 сбросил правый подвесной бак и развернулся на 180 градусов, и тут его атаковал капитан Н. Е. Воробёв и провёл по нему 6 стрельб под ракурсом 1/4 и 2/4 с дистанции 300 метров, вскоре Ф-80 упал в 15 - 20 км юго-западнее Кидзио. Из воспоминаний Н. Е. Воробьёва:

"Это был всепогодный перехватчик, двухместный Ф-94 "Старфайер". Атаковал он его сбоку и попал по нему из пушек по фюзеляжу справа (видел разрывы снарядов). В этот момент экипаж Ф-94 сбрасывал ПТБ, но левый бак у него не сбросился, и самолёт начал падать. В это время командир звена Гречишко крикнул мне: "Воробьёв, добей его, иди за ним!". Я так и сделал. Гречишко оказался прав, так как американец хоть и был подбит, но имитировал падение, и, когда лётчик вывел самолёт из падения, я ещё раз открыл по нему огонь и вёл до тех пор, пока самолёт не врезался в землю. Его экипаж погиб".

На снимке ФКП явно было видно, что самолёт был двухместный, но хоть он и был похож по силуэту на Ф-94, но маловероятно, что это был "Старфаейр", так как первые Ф-94 прибыли в Корею только в конце весны 1951 года. Скорее всего, это был двухместный самолёт-разведчик типа РТ-33 из 8-й тактической разведэскадрильи (база в Йокоте), так как они были очень похожи по конфигурации с Ф-94.

Но бой на этом не закончился, так как оказалось, что разведчик имел прикрытие в составе четвёрки Ф-80, которая подошла к месту боя с опозданием. Сначала майор П. М. Михайлов увидел одиночный Ф-80 и атаковал его в хвост и с первой атаки сбил (противник его не видел). Тут пара старшего лейтенанта Захарцева увидела слева ещё пару Ф-80 и перешла в атаку на неё. Пара капитана И. В. Попова сделала набор высоты для прикрытия атаки пары Захарцева, и тут Попов увидел ещё один Ф-80 и справа сверху атаковал его и сбил. Оставшаяся пара "Шутов" тут же вышла из боя. Лётчики 177-го полка в этом бою не имели даже пробоин.

Согласно исследованиям аргентинского историка Диего Зампини, в этот день летчики 177-го ИАП перехватили самолёт-разведчик Т-ЗЗА № 49-988 из состава 49-й ИБАГ, который сопровождали 6 Ф-80 из 25-й АЭ 51-й ИБАГ. Капитану Воробьеву удалось сбить этот Т-33, а его экипаж в составе Леланда Молланда и Уолтера Селенджера погиб. Но, как обычно, американское командование записало его как потерю только 16 мая и вновь по "техническим причинам". А вот потерю 2-х своих Ф-80 из состава 25-й АЭ американцы признают, как и гибель обоих пилотов этих "Шутинг Старов", но вновь не от огня "МиГов", а от огня зенитной артиллерии, что не соответствует действительности.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д