Мельник Иван Степанович

Мельник Иван Степанович

Родился 27 января 1923 года в селе Дмитровка (Осипенковский район Запорожской области Украины). С 13 мая 1941 года в рядах Красной Армии, призван Дмитриевским РВК (Черниговская область Украины). В 1943 году окончил военную авиационную школу лётчиков. Проходил переучивание на новую технику в 22-м ЗИАП (ВВС Московского военного округа).

С 15 марта 1945 года младший лейтенант И. С. Мельник в действующей армии. Воевал в составе 821-го ИАП (190-я ИАД, 11-й ИАК, Земландская группа войск 3-го Белорусского фронта). Летал на "Аэрокобре", совершил 16 боевых вылета на сопровождение наших самолётов и штурмовку войск противника, провёл 3 воздушных боя, побед не имел.

Участник Советско-Японской войны с 9 августа по 3 сентября 1945 года в составе того же 821-го ИАП (190-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт). Летал на "Кингкобре". Совершил 5 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков, воздушных побед не имел.

Участник войны в Корее с февраля по август 1952 года в составе 256-го ИАП (190-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёта противника типа Ф-86 (03.03.1952).

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 16 сентября 1957 года капитан И. С. Мельник - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (25.09.1952), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (15.09.1945, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951).


*     *     *

Ожесточённые воздушные бои разгорелись 3 марта 1952 года над Сайсеном на реке Ялуцзян за центральную ГЭС, в которых участвовали лётчики 97-й и 190-й ИАД. Напряжённый бой провели в этот день лётчики 256-го ИАП, которые за день совершили 3 боевых вылета. Вот как описывает его участник Смирнов Николай Ефимович:

"3 марта командир полка Герой Советского Союза подполковник И. И. Семенюк повёл полк на боевое задание на прикрытие ГЭС. Я был в том вылете у него ведомым. Над целью появились "Сейбры", и мы завязали с ними бой. Командир полка старался атаковать ведущего группы "Сейбров", а я в это время следил за ним. При атаке командира полка ведущего группы "Сейбров" группа противника рассыпалась на пары. Но командир по-прежнему настойчиво преследовал ведущую пару "Сейбров" и всё же сумел сблизиться с ними и открыл огонь. Один из "Сейбров" тут же задымился и ушёл в сторону моря. По мне в ходе боя также неоднократно открывали огонь самолёты противника, но я зорко следил за своим ведущим и не покинул строй. Вскоре группа противника вышла из боя и ушла в сторону моря. Вернувшись на свой аэродром Мяогоу, я обнаружил в своём самолете 12 пробоин. Но повреждения были несерьёзными, и вскоре техники отремонтировали мой самолёт".

В этом бою, кроме подбитого подполковником И. И. Семенюком "Сейбра", был сбит ещё один F-86 старшим лейтенантом И. С. Мельником. Однако и полк понёс потерю: был сбит старший лейтенант А. И. Прохоров, который катапультировался. Американцы же заявили, что в этот день сбили 3 "МиГа"!..

[2, 3 и 4 марта лётчики 190-й и 97-й ИАД записали на свой счёт 4 уничтоженных F-86, однако американская сторона признаёт в эти дни потерю только 6 F-84 из состава 49-го и 136-го FBW. Может так получиться, что наши лётчики просто ошибочно записали на свой счёт несуществующие "Сейбры", а на самом деле в эти 3 дня сражались в небе Кореи с "Тандерджетами", а не с "Сейбрами". Ведь лётчики новой смены ещё плохо разбирались в типах самолётов противника. Так что, возможно, старший лейтенант И. С. Мельник из состава 256-го ИАП сбил 3 марта самолёт одного из командиров 136-го FBW (не везло этому авиакрылу, командиры которого частенько погибали на этой войне) - в этот день был сбит F-84E № 50-1169 подполковника Джеральда Монтгомери (Gerald Е. Montgomery) из штаба 136-го FBW, а сам он погиб.]

21 мая 1952 года лётчикам 256-го ИАП не повезло. На боевое задание ушла АЭ майора В. Г. Севастьянова, и в районе Ансю они встретили группу F-84, прикрытых "Сейбрами". Часть группы во главе с Севастьяновым атаковала "Сейбры", а другая - ударила по штурмовикам. При этом старшему лейтенанту Н. Е. Смирнову удалось с ходу подбить самолёт ведущего, который задымился и пошёл в сторону моря. Его судьбу Смирнов не знает, так как в это время его самого на выходе из атаки на высоте 9000 метров атаковало звено "Сейбров" и подожгло его самолёт. Смирнов катапультировался и благополучно приземлился на северокорейской территории, но получил травму при прыжке, около месяца пролежал в госпитале в Аньдуне.

При возвращении на аэродром Мяогоу у старшего лейтенанта И. С. Мельника закончилось раньше времени горючее, и он вынужден был приземлиться на территории Северной Кореи. Пилот остался жив и невредим, но самолёт был списан.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д