Николаев Алексей Николаевич

Николаев Алексей Николаевич

Родился 30 марта 1922 года в деревне Соломоново (ныне Лихославльский район Тверской области). Окончил среднюю школу. С 5 октября 1940 года в рядах Красной Армии, призван Лихославльским РВК. Служил в 249-й гаубичном артиллерийском полку (41-я стрелковая дивизия, Киевский военный округ). В 1941 году поступил в 14-ю авиационную школу первоначального обучения (в городе Орше), летом 1942 года был направлен в Военную авиационную школу пилотов (город Ульяновск), где готовили лётчиков-штурмовиков. В 1946 году получил назначение в Приморье, в 17-й истребительный авиационный полк.

Участник Корейской войны c мая 1951 года по февраль 1952 года в составе 3-й эскадрильи 17-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). В небе Кореи старший лейтенант А. Н. Николаев совершил 162 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника (18.08.1951 - Ф-86, 02.10.1951 - Ф-80, 23.10.1951 - Б-29). Награждён орденом Красного Знамени.

После возвращения в Советский Союз продолжил службу в составе 17-го ИАП, был командиром звена, закончил службу командиром эскадрильи. С 29 мая 1958 года майор А. Н. Николаев - в запасе. Жил в Твери.

Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Утром 18 августа 1951 года, в первом боевом вылете, старший лейтенант А. Н. Николаев сбил "Сейбр" - это была первая его победа, одержанная в небе Кореи. Это произошло в период 8:00 - 8:57 в районе Тэйсю, когда 24 экипажа полка во главе с командиром майором Г. И. Пуловым встретились с группой Ф-86. В ходе боя четвёрка "Сейбров" атаковала звено капитана Н. Г. Докашенко в растянутом строю, снизу слева, но немного проскочила отставший от строя звена самолёт старшего лейтенанта А. Н. Николаева, который был крайним в звене. Николаеву ничего не оставалось делать, как довернуть немного влево, прицелиться и открыть огонь, чтобы наказать их за невнимательность. Один "Сейбр" был сбит и упал на землю.

2 октября 1951 года старший лейтенант А. Н. Николаев одержал свою 2-ю победу, сбив самолёт Ф-80. Спустя 3 дня (5 октября) он сбил ещё один Ф-86, однако эта победа не получила официального подтверждения.

23 октября 1951 года последовал очередной мощный налёт американских Б-29, целью которого были северокорейские аэродромы Тайсен и Намси. Этот налёт "Крепостей" прикрывался крупным нарядом истребителей 4-го ИАКР и 49-го и 136-го ИБАКР. По данным советских лётчиков, в этом налёте участвовало от 22 до 28 бомбардировщиков Б-29 под прикрытием наряда истребителей, количество которых доходило до 100 машин. В отражении налета участвовало 58 истребителей МиГ-15 из 303-й ИАД, которые составляли первый эшелон корпуса и должны были нанести удар по соединению противника, и 26 "МиГов" 324-й ИАД, которые составляли второй эшелон корпуса, задачей которых было наращивание сил и прикрытие выхода из боя лётчиков 303-й ИАД. Однако американцы заявляют, что в этом налёте на аэродром Намси участвовало всего 8 бомбардировщиков Б-29 из 307-й БАГ САК под прикрытием 55 Ф-84 и 34 Ф-86 и что они подверглись атаке только 44 "МиГов".

В 8:45 к месту сражения подошла полковая группа 17-го ИАП в составе 20 экипажей под командованием майора Б. В. Масленникова. Следуя в группе прикрытия, на высоте 8500 метров они обнаружили на встречно-пересекающихся курсах группу из почти 20 Ф-86, следовавших слева и выше метров на 500 по отношению к "МиГам".

Одновременно на высоте 7000 метров были обнаружены 11 бомбардировщиков Б-29 под прикрытием истребителей F-84 и "Метеоров". Боевой порядок бомбардировщиков состоял из "колонны" отрядов: первый отряд из 3-х самолётов в строю "клин", второй и третий - по 4 Б-29 в строю "ромб". Непосредственное прикрытие состояло из 20 истребителей Ф-84 и 8 "Метеоров".

Оценив воздушную обстановку, майор Масленников приказал лётчикам 2-й и 3-й АЭ атаковать заслон из "Сейбров", а сам во главе 1-й АЭ атаковал бомбардировщиков. Вспоминает участник этого сражения Николаев Алексей Николаевич:

Группа лётчиков 3-й АЭ 17-го ИАП

"Только вышли из облаков, как встретились с истребителями противника. Я и мой ведущий Волков парой как-то оказались в стороне от основной массы сражающихся истребителей. Вскоре я увидел внизу справа группу английских истребителей "Глостер - Метеор" и передал об этом ведущему. Это была заманчивая цель, так как "Метеоры" имели меньшую скорость и худшую маневренность, чем наш "МиГ". Но ведущий мне ответил: "Идём на больших". Теперь уже и я увидел "больших" - это были знаменитые Б-29 "Сверхкрепости", которые сбрасывали атомные бомбы на Японию в 1945 году. Они шли двумя четвёрками, строем "ромб". Меня сильно огорчило, что мой ведущий открыл по бомбардировщикам огонь с большой дистанции и его стрельба не нанесла им вреда. Он, не доходя до строя Б-29, левым боевым разворотом вышел из атаки. Я же решил продолжить атаку, так как рядом не было видно истребителей противника. Метров с 400 я открыл огонь по левому мотору одного из Б-29. Застучали пушки моей машины, и я на максимальной скорости промчался над бомбардировщиками. Левым боевым разворотом вышел из атаки, набрал высоту и тщательно осмотрелся. Ничего не увидел, кроме строя Б-29. Атакованный мной Б-29 отстал от строя и сильно горел.

Я решил атаковать ещё одну "Крепость" и ударил по ней, как и в первой атаке. Когда проскакивал над строем "Крепостей", услышал сильнейший удар по своей машине. В голове пронеслось: "Попали, сволочи!". Но машина уверенно набирала высоту, пожара нет, и я направил самолет домой. Навстречу мне промчались несколько истребителей противника, но я избегал их атак. В эфире стоял сильный гвалт. Я благополучно добрался до Мяогоу, но шасси выпускал аварийно и, зарулив на своё место и выйдя из самолёта, узнал, что повреждена была гидросистема и пробиты осколками ящики с боеприпасами, но, к счастью, всё обошлось, и я записал на свой боевой счёт 2 "Крепости".

После боя, через пару дней, к нам в домик рано утром зашёл командир полка Г. И. Пулов. Разбудил меня возгласом: "Николай, вставай, тебе стрелок с "Крепости" письмо прислал". Я ему говорю, что не знаю никакого стрелка. Он в ответ подает мне лист бумаги, на котором была нарисована схема атаки группы Б-29 с одиночным "МиГом" и письмо на английском языке. Здесь Пулов сделал перевод письма и отдал мне его на память. К сожалению, оно не сохранилось".

Однако не всем лётчикам дивизии, как утверждает А. Н. Николаев, засчитали их победы. Так, засчитанные сначала сбитые "Крепости" затем были сняты с боевых счетов у капитана Бахаева (из 2-х сбитых засчитан только один), старшего лейтенанта Шабанова, старшего лейтенанта Степанова, старшего лейтенанта Николаева (из 2-х сбитых им Б-29 засчитали лишь один) и других лётчиков дивизии.

В итоге, по официальным итоговым документам 64-го ИАК, лётчикам 303-й ИАД в этот день сбитыми было засчитано только 10 Б-29, их сбили: лётчики 18-го ГИАП: 2 Б-29 (подполковник А. П. Сморчков и капитан Н. Л. Корниенко), ещё 5 Б-29 лётчики 523-го ИАП (майор Д. П. Оськин - 2, капитан С. А. Бахаев, старшие лейтенанты Г. Х. Дьяченко и А. M. Шеварев) и 3 Б-29 сбили капитан С. С. Бычков, старшие лейтенанты А. Н. Николаев и А. В. Быков из 17-го ИАП.

Кроме того, лётчиками дивизии в этом сражении было сбито ещё 3 истребителя Ф-84. Свои потери составили всего один МиГ-15, который был сбит "Сейбрами" уже после боя, когда наши подлетали к своему аэродрому. Ещё были подбиты 3 "МиГа": самолёт, пилотируемый старшим лейтенантом А. Н. Николаевым, в воздушном бою получил 1 пулевую пробоину в нижнюю часть фюзеляжа. Также небольшие повреждения получили самолёты подполковника А. П. Сморчкова и старшего лейтенанта Ю. А. Устюжанинова из состава 18-го ГИАП, но все они благополучно вернулись на свои аэродромы.



МиГ-15бис ст. лейтенанта А. Н. Николаева, 1952 г.


Список известных воздушных побед А. Н. Николаева:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
18.08.19511  Ф-86район ТэйсюМиГ-15
02.10.19511  Ф-80район реки Ялуцзян
05.10.19511  Ф-86  (не засчитан)
23.10.19511  Б-29район Тайсен - Намси

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0;  боевых вылетов - 162.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д