Сапегин Матвей Григорьевич

4 победы

(4 + 0)
Сапегин Матвей Григорьевич
  Флаг ВВС

Родился 24 декабря 1927 года в деревне Москвино (Талицкий район Свердловской области). С 18 декабря 1944 года в рядах Красной Армии, призван Талицким РВК). В 1949 году окончил Фрунзенское военное авиационное училище лётчиков.

Участник войны в Корее с июля 1952 по июль 1953 гг. в составе 676-го ИАП (216-я ИАД, 64-й ИАК), летал на МиГ-15. Совершил 127 боевых вылетов, в 36 воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника.

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 13 сентября 1967 года подполковник М. Г. Сапегин - в запасе.

Награждён орденами: Ленина (04.06.1954), Красного Знамени (14.07.1953), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (30.12.1956).


*     *     *

3 октября 1952 года состоялись стычки мелких групп истребителей в районе Сингисю - Бихен - Киодзио. В них участвовали лётчики 216-й ИАД - все 3 полка вылетали отдельными группами в составе эскадрильи и вели поиск самолётов противника. Так, лётчики 518-го и 676-го ИАП совершили по одному боевому вылету и в каждом провели по бою с мелкими группами Ф-86. А вот лётчики 878-го ИАП провели по 2-3 боевых вылета и провели 2 воздушных боя, правда, закончившихся безрезультатно. В этих стычках только лётчику 676-го ИАП старшему лейтенанту М. Г. Сапегину удалось сбить один "Сейбр". Но и противнику удалось подбить самолёт старшего лейтенанта Бориса Определенова, и ему пришлось покинуть подбитый "МиГ" на парашюте. Вскоре он благополучно вернулся в свою часть.

22 июня 1953 года противники снова встретились в воздушном бою на "Аллее "МиГов". Вели бои лётчики 216-й ИАД, 32-й ИАД и 781-го ИАП ТОФ. Отличились в них капитан Б. Н. Сиськов, сбивший один "Сейбр" (это была его 4- победа), и командир звена 781-го ИАП ТОФ старший лейтенант А. И. Куцыгин, сбивший один "Сейбр" и подбивший другой. Это была уже 2-я победа лётчика в небе Кореи. Но особенно отличился в этот день лётчик 1-й АЭ 676-го ИАП старший лейтенант М. Г. Сапегин, который в одном бою сбил сразу 2 "Сейбра". Вот что он рассказывает: "Возвращаясь с боевого задания на свой аэродром Мяогоу в паре с капитаном Ю. А. Варковым, я заметил внизу пару Ф-86, которая подкрадывалась к аэродрому, чтобы поживиться нашими лётчиками, заходящими на посадку. Передал команду ведущему: "Внизу "Сейбры". Варков в ответ передаёт: "Атакуй, прикрою!". Я тут же перешёл в атаку и, сблизившись с ничего не подозревавшими "Сейбрами", с короткой дистанции сбил сначала ведомого. Ведущий становится в круг, но я в него тоже крепко вцепился. И хотя "Сейбр" маневреннее по горизонтали, но я извернулся и неимоверными усилиями всё же смог достать огнём своих пушек и его. За этот бой над аэродромом Мяогоу я был награждён орденом Ленина". Однако и 676-й ИАП потерял в этот день одну машину: в бою был подбит самолёт старшего лейтенанта Пустовара, и при аварийной посадке на аэродроме он потерпел аварию - самолёт был разбит, лётчик получил травмы.

29 июня 1953 года старший лейтенант М. Г. Сапегин сбил ещё один "Сейбр". Но эта победа не шла ни в какое сравнение с горем, обрушившимся на плечи лётного состава 676-го ИАП: в воздушном бою погиб заместитель командира полка Герой Советского Союза подполковник Иван Михайлович Горбунов. Он был сбит, катапультировался в районе Улунбей, но при спуске на парашюте был расстрелян "Сейбрами". Это была большая потеря. Ивана Михайловича очень любили в полку и уважали за боевые заслуги и человечность. Лётчики всего 64-го ИАК, узнав об этой жестокой выходке американских лётчиков, были очень возмущены, так как были неписаные законы уважительного отношения к поверженному врагу. Советские лётчики за всё время войны в Корее ни разу не допустили подобной жестокости к сбитым лётчикам США, а вот американцы грешили этим не один раз. Были случаи обстрелов наших лётчиков, когда они опускались на парашюте с подбитых машин, но, правда, обходилось без гибели пилотов, а вот в отношении И. М. Горбунова этот обстрел закончился трагедией. Этот подлый поступок лежит на совести лётчиков 51-го ИАКР, которые в этот день заявили о том, что сбили 6 МиГ-15, что не делает им чести, как лётчикам и как людям...


Список известных воздушных побед М. Г. Сапегина:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
03.10.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянМиГ-15
22.06.19532  Ф-86
29.06.19531  Ф-86

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0;  боевых вылетов - 127;  воздушных боёв - 36.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д