Шавша Игорь Иванович

4 победы

(4 + 0)
Шавша Игорь Иванович
  Флаг ВВС

Родился 1 апреля 1923 года в деревне Шептаки (Новгород-Северский район Черниговской области Украины). С 1 июля 1940 года в рядах Красной Армии, призван Новгород-Северским РВК. В 1944 году окончил Бердскую военную авиационную школу. Работал авиационным техником в различных частях ВВС, в том числе 112-м Гвардейском ИАП, 18-м Гвардейском ИАП, французском ИАП "Нормандия-Неман". Затем переучился на лётчика-истребителя.

Участник войны в Корее с мая 1951 по февраль 1952 гг. в составе 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Совершил около 120 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника.

Затем продолжал службу в рядах ВВС СССР, был командиром 236-го ИБАП, некоторое время служил в Германии. С 26 января 1973 года Гвардии подполковник И. И. Шавша - в запасе. Умер в конце 2009 года.

Награждён орденами: Красного Знамени (17.12.1951), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (10.10.1951, 09.03.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

14 октября 1951 года американцы предприняли обычные свои налёты в уже привычное для летчиков 64-го ИАК время. Первый налёт, как всегда, был утренний, около 9 часов утра, в районе транспортного узла Ансю. В отражении этого налёта принимали участие все 3 полка 303-й ИАД. На этот раз с "Сейбрами" передового заслона дрались лётчики 18-го ГИАП и 523-го ИАП, а 20 экипажам 17-го ИАП под командованием майора Б. В. Масленникова удалось перехватить в 8:57 большую группу из 30 Ф-84 и атаковать их. В коротком 10-минутном бою майором Масленниковым был сбит Ф-84Е с №49-2364 из состава 136-го ИБАКР, который упал в море, - его пилот спасся на парашюте. Остальные покинули данный район.

В бою с "Сейбрами" отличился командир звена 3-й эскадрильи 18-го Гвардейского ИАП старший лейтенант И. И. Шавша, который сбил один Ф-86. У нас в этом бою получил повреждение самолёт старшего лейтенанта Ю. И. Красавцева, который получил 3 пробоины, - повреждение его самолёту нанёс 1-й лейтенант Джозеф Эллис.

По другим источникам, в утреннем бою командир звена 3-й АЭ 18-го ГИАП старший лейтенант И. И. Шавша сбил неопределённого типа самолёт противника. И. И. Шавша обнаружил самолёт-одиночку, летевший над группой Ф-84, он атаковал его с дистанции 200-250 метров и поразил его огнём своих пушек. С правого борта самолёта противника повалил шлейф дыма, и по спирали тот отправился вниз. После посадки и проявки фотоплёнок ФКП лётчики 3-й АЭ долго рассматривали снимок сбитого Шавшой самолёта и не могли определить его тип. По силуэту он был похож на "Сейбр", но у него на концах крыльев были видны какие-то белые подстройки (утолщения), и лётчики пришли к выводу, что это было какое-то устройство, связанное с радиолокацией (радиовысотомерами). Скорее всего, это был самолёт-лидер типа Ф2Х-2 "Бэнши", который лидировал группу Ф-84.

Американцы часто применяли тактику лидирования групп своих штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков самолётами-лидерами. Тем более известно, что при посадке на авианосец разбился "Бэнши" с № 124951 из состава VMF-172, а его пилот при этом погиб. Возможно, повреждения, которые ему нанёс "МиГ", были таковы, что не позволили осуществить благополучную посадку на палубу авианосца.

22 октября 1951 года старший лейтенант И. И. Шавша увеличил свой личный счёт побед, сбив самолёт Ф-84. 27 ноября 1951 года - новая победа, ещё один Ф-84. 11 декабря 1951 года старший лейтенант И. И. Шавша закрыл счёт своих побед, сбив истребитель Ф-86 "Сейбр".


Список известных воздушных побед И. И. Шавши:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
14.10.19511  Ф-86АнсюМиГ-15
22.10.19511  Ф-84Дзюнсен - Сюкусен
27.11.19511  Ф-84район реки Ялуцзян
11.12.19511  Ф-86

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0;  боевых вылетов - около 120.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д