Ворков Юрий Алексеевич

4 победы

(4 + 0)
Фото не найдено
  Флаг ВВС

Родился 18 марта 1923 года в посёлке Ракуша (Гурьевский район Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). 26 ноября 1940 года добровольно вступил в ряды Красной Армии, призван Хабаровским ГВК. В 1942 году окончил Бирмскую военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом в 19-м ЗИАП (ВВС Сибирского военного округа), затем в 19-м ЗАП (ВВС Харьковского военного округа).

С 15 сентября 1944 года младший лейтенант Ю. А. Ворков на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 127-го ИАП (как лётчик-стажёр 19-го ЗАП), летал на Як-1 и Як-9. Совершил 33 боевых вылета, воздушных побед не имел.

Участник войны в Корее с июля 1952 по июль 1953 гг. в составе 676-го ИАП (216-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 4 самолёта ВВС США.

Затем продолжал службу в рядах ВВС СССР. В 1960 году назначен командиром 627-го Гвардейского ИАП (аэродром Сальяны, Азербайджанская ССР), входил в состав Бакинского округа ПВО. С 25 марта 1966 года полковник Ю. А. Ворков - в отставке.

Награждён орденами: Ленина (14.07.1953), Отечественной войны 2-й степени (08.02.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (04.06.1954, 28.09.1956, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951).


*     *     *

14 сентября 1952 года удачный бой с группой Ф-86 провела 1-я АЭ из 878-го ИАП в районе Сингисю, в котором отличился командир звена старший лейтенант М. И. Чумаченко: он сбил один "Сейбр" и подбил другой. Подоспевшая на помощь 2-я АЭ из 676-го ИАП майора М. Д. Каратуна сбила ещё 2 Ф-86 без своих потерь. Однако при возвращении на аэродром Дапу оставшиеся без боеприпасов и горючего "МиГи" попали под атаки "Сейбров"-охотников. Поднявшаяся для прикрытия 1-я АЭ из 676-го ИАП под командованием Героя Советского Союза майора И. Ф. Гнездилова вступила с ними в бой, в котором сам командир АЭ и командир звена капитан Ю. А. Ворков сбили 2 "Сейбра", потеряв один "МиГ", - старший лейтенант А. Антипов благополучно катапультировался. В свою очередь "Сейбры" безнаказанно совершили блокировку аэродрома Мяогоу, сбив на взлёте самолёт командира звена капитана Чернавина Владимира Сергеевича, который вместе с самолётом рухнул за аэродромом в сопки.

Итог дня был в пользу лётчиков корпуса: лётчиками 216-й ИАД было сбито 5 Ф-86 и ещё один был подбит, из них 4 Ф-86 на счету лётчиков 676-го ИАП. Свои потери за день боёв - 2 машины и погиб капитан В. С. Чернавин из 518-го ИАП. Американцы заявили о 3-х победах, но, скорее всего, одна победа не соответствует действительности. Зато американцы в одном из редких случаев признают большие потери среди "Сейбров" в боях 14 сентября. Так, они признают потерю 5 своих "Сейбров", 3 из которых Ф-86Е с № 51-2725, № 51-2727 и № 51-2820. Пилот второго "Сейбра" Джон Брин (16-я АЭ) спасся на парашюте и был спасён ПСС США, а вот пилоту 3-го "Сейбра", Полю Тернеру (25-я АЭ), повезло меньше, он спасся на парашюте, но попал в плен. Также были потеряны и 2 новых Ф-86Ф с № 52-4536 и № 52-4555 из 25-й АЭ, о судьбе их пилотов американцы не сообщают. Так что все победы наших лётчиков имеют подтверждение противной стороны.

В боях 17 сентября отличились лётчики 216-й ИАД, которые провели несколько схваток с "Сейбрами", в которых капитан Ю. А. Ворков сбил один "Сейбр", и ещё 3 других были повреждены. Однако американская сторона вновь заявляет, что в этот день потерь в составе 4-го и 51-го ИАКР не было.

26 сентября 1952 года лётчики 676-го ИАП провели 2 боя и, в одном из них, командир звена 1-й АЭ капитан Ю. А. Ворков подбил один "Сейбр". Через 2 дня, 28 сентября, капитан Ю. А. Ворков одержал свою 3-ю победу, сбив ещё один "Сейбр".

4 апреля 1953 года на боевое задание вылетели лётчики 216-й и 32-й ИАД, но только лётчикам 676-го ИАП после долгого перерыва удалось увеличить свой победный счёт в небе Кореи: майор Ю. А. Ворков сбил один "Сейбр", и это была уже 4-я официальная победа лётчика в этой войне. В этот день был потерян и один "МиГ" из 726-го ИАП (133-я ИАД). Выполняя патрульный полёт, из-за перегрузки разрушился самолет (отвалилось крыло) старшего лейтенанта В. И. Мотонахи, он благополучно катапультировался и вскоре вернулся в полк. До 7 апреля корпус потерял всего 2 машины, и обе потери были не боевые.

Лётчики 216-й ИАД за время участия в боевых действиях в составе 64-го корпуса в небе Кореи сбили в воздушных боях 108 самолётов противника и подбили ещё 49. Свои потери составили 57 самолётов и 16 лётчиков. Самыми результативными были в составе 518-го ИАП капитан М. И. Михин, одержавший в небе Кореи 9 побед и подбивший 3 самолёта противника (14 июля 1953 года удостоен звания Героя Советского Союза). В составе 676-го ИАП асов не было, но близко к этому званию подошли лётчики капитаны Ю. А. Ворков и М. Ф. Юдин, а также старший лейтенант М. Г. Сапегин, сбившие по 4 самолёта США и подбившие по 1 самолёту противника. В 878-м ИАП асом стал майор Н. М. Замескин, который сбил 6 самолётов лично и 2 самолёта повредил.


Список известных воздушных побед Ю. А. Воркова:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
14.09.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянМиГ-15
17.09.19521  Ф-86
28.09.19521  Ф-86
04.04.19531  Ф-86

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д