Родился 20 октября 1920 года в селе Алупка (ныне в составе
городского округа Ялта в Крыму). В 1936 году окончил 7 классов школы в Алупке,
в 1937 году - железнодорожное ФЗУ в Симферополе. Работал слесарем по ремонту
паровозов в Симферопольском депо. В 1939 году окончил Симферопольский аэроклуб.
С февраля 1939 года в рядах Красной Армии. В марте 1940 года окончил Качинскую
военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом в 122-м ИАП (ВВС Белорусского
ОВО), с лета 1940 года в 4-м ИАП (ВВС Одесского ВО). Летал на И-16 и И-153.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-хан Султан на фронтах
Великой Отечественной войны в составе 4-го ИАП, совершил несколько боевых вылетов
на И-153 на разведку и штурмовку наступающих войск врага. Осенью 1941 года вместе
с другими лётчиками полка переучился на английские истребители "Харрикейн" (в 22-м
ЗИАП, город Кинешма).
С начала декабря 1941 года 4-й ИАП действовал в составе 147-й
ИАД ПВО, осуществляя прикрытие городов Ярославль, Рыбинск и расположенных в
районе военных объектов. 31 мая 1942 года одержал свою первую воздушную победу.
Перехватив на подступах к Ярославлю вражеский дальний разведчик "Юнкерс-88" и
израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил его, подойдя к нему сверху и
ударив своим правым крылом по его правой плоскости. При ударе "Харрикейн" Амет-хана
застрял между двигателем и фюзеляжем "Юнкерса", лётчику пришлось воспользоваться
парашютом.
С августа 1942 года 4-й ИАП, возвращённый из войск ПВО в состав
ВВС КА, на самолётах Як-7 участвовал в Сталинградской битве. В конце августа 1942
года его Як-7Б был сбит зенитным огнём, лётчик спасся на парашюте. В огненном небе
Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный ас, менее чем за месяц добившись
в воздушных схватках 12 воздушных побед (5 личных и 7 групповых). В конце сентября
1942 года Султан Амет-хан в числе сильнейших лётчиков Сталинградского фронта был
переведён в состав 9-го Гвардейского ИАП, в котором воевал до конца войны.
К 28 апреля 1943 года командир эскадрильи 9-го Гвардейского
истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская ИАД, 8-я Воздушная армия,
Южный фронт) Гвардии капитан Амет-хан Султан совершил 359 боевых вылетов, в 79
воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1136).
Продолжая боевую работу, с августа 1943 года летал на американской
"Аэрокобре", а после отдыха летом 1944 года пересел на новый истребитель Ла-7,
на котором воевал до конца войны. Участвовал во взятии Берлина. 20 апреля 1945
года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка по
воздушно-стрелковой службе (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии
майор Амет-хан Султан был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.
Всего совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой
силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30
и в составе группы 19 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 29 июня 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 66/II).
С февраля 1946 года - слушатель Военно-Воздушной академии (в
Монино). В апреле 1946 года (по собственному желанию) оставляет учёбу и увольняется
в запас. С февраля 1947 года работает лётчиком-испытателем ЛИИ ВВС (в Жуковском).
В сентябре 1952 году ему присвоено звание "Лётчик-испытатель 1-го класса", а в
сентябре 1961 года - "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". За время лётной работы
освоил 96 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. 1 февраля
1971 года погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории
Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в
Москве, на Новодевичьем кладбище (участок 7).
Награждён орденами: Ленина (23.10.1942, 14.02.1943, 24.08.1943),
Красного Знамени (31.07.1942, 13.10.1943, 20.04.1945, 03.02.1953), Александра
Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной
Звезды (05.11.1941), "Знак Почёта" (31.07.1961); медалями.
* * *
 |
 |
Список известных воздушных побед Амет-хана Султана:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
31.05.1942 | 1 Ю-88 (сбит тараном) | Ярославль | "Харрикейн" |
06.07.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/10) | Большая Слепуха |
1 Ме-109 (в группе 1/11) | Ивановка |
08.07.1942 | 4 Ме-109 (в группе 4/12) | Калабино - Долгуша - Архангельское |
09.07.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/6) | Ольховка |
10.07.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/8) | Замятино |
21.07.1942 | 1 Ме-109 | Большая Верейка |
2 Ме-109 (в группе 2/6) |
1 "Хе-113" (в группе 1/6) |
23.07.1942 | 1 Ю-87 (в группе 1/6) | севернее Привалы |
23.08.1942 | 1 Ме-109 | южнее Заплавное | Як-7 |
02.09.1942 | 1 Ме-109 | Красноармейск |
03.09.1942 | 1 Ме-109 | Демидово |
07.09.1942 | 1 Ме-109 | Акатовка |
08.09.1942 | 1 Ме-109 (в паре) | Грачи |
09.09.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/6) | Садовая |
11.09.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/7) | Сталинград |
14.09.1942 | 1 ФВ-189 (в паре) | Акатовка |
1 Ю-88 (в группе 1/9) | северная окраина Сталинград |
1 Ме-109 (в группе 1/9) | южная окраина Сталинград |
15.09.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/6) | Рыбзавод (Сталинград) |
1 Ме-109 | Рынок (Сталинград) |
13.12.1942 | 1 Хе-111 | Бузиновка - Петровский | Як-1 |
21.03.1943 | 1 Ме-109 | Батайск |
25.03.1943 | 1 Ю-87 | южнее Койсуг |
1 Ме-109 | южнее аэродром Батайск |
22.07.1943 | 1 Хе-111 | севернее Мариновка |
24.07.1943 | 1 Хе-111 | Куйбышево - Дмитриевка |
20.08.1943 | 2 Ю-87 | Калиновка | "Аэрокобра" |
21.08.1943 | 1 Ю-88 | Успенская |
1 Хе-111 | северо-восточнее Успенская |
02.10.1943 | 1 Ю-88 | Ворошиловка |
06.10.1943 | 1 Ме-109 | Большой Токмак |
10.10.1943 | 1 Ю-87 | Пришиб |
08.02.1944 | 1 Ю-88 | западнее Берислав |
13.03.1944 | 1 Ме-109 | северо-восточнее Очаков |
22.03.1944 | 1 Ю-52 | восточнее Александровка |
24.04.1944 | 1 ФВ-190 | южнее мыс Херсонес |
14.01.1945 | 1 ФВ-190 | восточнее Гумбиннен | Ла-7 |
16.01.1945 | 2 ФВ-190 | Гумбиннен |
18.01.1945 | 1 ФВ-190 |
13.04.1945 | 1 Ме-109 | Гросс-Хюбникен |
29.04.1945 | 1 ФВ-190 | аэродром Темпельхоф (Берлин) |
Всего сбитых самолётов - 30 + 19; боевых вылетов - 603; воздушных боёв - 150.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: