Родился 21 декабря 1917 года в селе Вовна (ныне Шосткинский район Сумской
области Украины). В 1929 году семья переехала в Хакасию, в улус Толчея (Боградского района).
Там в 1933 году окончил 6 классов школы крестьянкой молодежи, работал с родителями в местном
совхозе. В 1934 году семья переехала в Азербайджан, работали на сезонных работах в совхозе
у города Куба. В 1935 году, после смерти отца, с матерью и сестрой переехал в город Махачкал
(Дагестан). Поступил работать плотником на завод № 182 (ныне - ОАО "Дагдизель") в соседнем
городе Каспийск. В 1936 году окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по
металлу на том же заводе. Одновременно занимался в Махачкалинском аэроклубе. С 4 февраля
1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу
пилотов. Случил в частях ВВС Западного особого военного округа.
С 22 июня 1941 года лейтенант П. Н. Белясник в действующей армии: в должности
адъютанта эскадрильи 126-го ИАП (позже был командиром эскадрильи, штурманом и заместителем
командира полка). Боевую работу начал на Западном фронте (в составе 9-й САД и ВВС 21-й Армии),
летал на МиГ-3. 13 сентября 1941 года полк убыл с фронта на доукомплектование. В 27-м ЗИАП
(ВВС Архангельского военного округа) освоил американские истребители "Томагаук". С 12 октября
1941 года вёл боевую работу в составе 6-го ИАК ПВО (Московская зона ПВО, с 5 апреля 1942
года - Московский фронт ПВО). Осуществлял прикрытие города и военных объектов Москвы с
воздуха, помимо выполнения задач ПВО вылетал на прикрытие наземных войск, штурмовку войск
противника. В мае 1942 года полк был перевооружён на истребители "Киттихаук".
28 августа 1942 года полк был передан из ПВО в ВВС КА и приступил к боевой
работе на Сталинградском фронте (в составе 268-й ИАД, 8-й Воздушной армии). 12 сентября
1942 года возвращён в состав 6-го ИАК ПВО (Московский фронт ПВО).
К февралю 1943 года штурман 126-го истребительного авиационного полка
(6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан П. Н. Белясник
совершил 250 боевых вылетов, в 78 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 21
самолёт противника (в наградном листе говорится о 9 личных и 17 групповой победах).
Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, обороне Москвы, Сталинградской битве.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года удостоен звания Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 927).
27 февраля 1943 года, в газетах появилась заметка о том, что лётчики 6-го
ИАК ПВО П. Н. Белясник и Н. С. Самохвалов внесли на постройку новых самолётов 45 тысяч
рублей из своих личных сбережений. При этом, лётчики обратились с просьбой передать
построенные самолёты лично им. Просьба была выполнена (на именном истребителе Ла-5Ф с
бортовым номером "40" майор П. Н. Белясник летал до февраля 1945 года).
9 июня 1943 года, в связи с преобразованием 6-го ИАК ПВО в 1-ю Воздушную
истребительную армию Московского фронта ПВО, 126-й ИАП вошёл во вновь сформированную в
составе этого объединения 320-ю ИАД ПВО. 4 июля 1943 года Московский фронт ПВО был
преобразован в Особую Московскую армию ПВО (в составе Западного фронта ПВО). 1 октября
1943 года полк был исключён из действующей армии. 28 июля 1944 года передан в состав 317-й
ИАД ПВО (1-й ВИА ОМА ПВО, Северного фронта ПВО). 4 октября 1944 года полк вновь был включён
в состав действующей армии. Вошёл в 106-ю ИАД ПВО (2-го корпуса ПВО, Северного фронта ПВО),
25 октября 1944 года - 124-ю ИАД ПВО (79-й дивизии ПВО, Северного фронта ПВО). Осуществлял
несение дежурства на земле (боевых вылетов не совершал). 24 декабря 1944 года включён в
состав войск Западного фронта ПВО 2-го формирования (преобразован из Северного фронта ПВО).
К 9 мая 1945 года заместитель командира 126-го истребительного авиационного
полка ПВО (Западного фронта ПВО) майор П. Н. Белясник совершил 423 боевых вылета, число
воздушных боёв и побед не изменилось.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С июля 1945 года работал
лётчиком-испытателем в Государственном Краснознамённом Научно-Испытательном институте ВВС
(ГК НИИ ВВС): Управление моторов и топлив (УМТ), с 1953 года - 1-й Отдел, с 1961 года -
1-е Управление). Провёл госиспытания СР-2 (1954 год), Як-27Р (1958 год), Як-25РВ-I (1961 год).
Участвовал в госиспытаниях Ил-10М (1953 год). С 18 января 1962 года "Заслуженный лётчик-испытатель
СССР". С 13 июля 1964 года полковник П. Н. Белясник - в запасе. Жил в посёлке Чкаловский
(в черте города Щёлково) Московской области. Умер 4 июля 2000 года. Похоронен в Москве,
на Николо-Архангельском кладбище.
В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная
доска.
Награждён орденами: Ленина (28.04.1943), Красного Знамени (09.08.1941),
Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.04.1954, 29.04.1957);
медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949).
* * *
 |
 |
 |
Список известных воздушных побед П. Н. Белясника:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
29.06.1941 | 1 Хе-111 (в группе 1/4) | западнее станция Орша | МиГ-3 |
30.06.1941 | 1 Ю-88 | севернее Балбасово |
04.07.1941 | 1 Хш-126 (в группе 1/4) | северо-западнее Рогачев |
10.07.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Церковичи |
12.07.1941 | 1 Ме-109 | западнее Рогачев |
1 Хш-126 (в группе 1/3) | Заболотье |
16.07.1941 | 1 Ю-88 (в группе 1/6) | восточнее Паричи |
03.08.1941 | 1 Ю-88 (в группе 1/4) | Хотимск |
09.08.1941 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | Песеровка |
11.08.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | район Гомеля |
13.08.1941 | 1 Ю-88 (в группе 1/4) | Климовичи |
14.08.1941 | 1 Хе-111 (в паре) | Ново-Зыбков |
15.08.1941 | 1 Ю-88 | северо-западнее Климовичи |
16.08.1941 | 1 Хе-111 | южнее Громыки |
15.01.1942 | 1 Хе-111 (в паре) | Рождественское - Назарьево | "Томагаук" |
27.01.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Ржев |
1 Ме-109 (в группе 1/3) | Нечаево |
16.02.1942 | 1 Хе-111 (в группе 1/6) | северо-западная окраина аэродром Ржев |
2 Ю-88 (в группе 2/6) | северо-западнее Тимофеево |
17.02.1942 | 1 До-17 (в группе 1/3) | южная окраина Большаково |
30.08.1942 | 1 Хе-111 (в группе 1/8) | совхоз имени Юркина | "Киттихаук" |
1 Хе-111 (в паре) | восточнее Ивановка |
31.08.1942 | 1 Ме-109 | южнее Плантатор |
1 Ме-109 | западнее Красноармейск |
1 Ме-109 | севернее Красноармейск |
1 Ме-109 (в паре) | восточнее станция Тундутово |
1 Ме-109 | Горная Поляна |
05.09.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/5) | западнее Сталинград |
Всего сбитых самолётов - 8 + 21; боевых вылетов - 423; воздушных боёв - 78.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: