Родился 26 октября 1921 года в городе Орша (ныне административный центр
Оршанского района Витебской области Республики Беларусь). Окончил 10 классов в городе
Злынке и 2 курса Московского медицинского института. С 28 февраля 1940 года в рядах
Красной Армии. По комсомольской путёвке направлен в Борисоглебскую военную авиационную
школу пилотов, которую окончил 21 июня 1941 года и был оставлен там лётчиком-инструктором.
С 15 февраля 1942 года старшина Н. Л. Часнык на фронтах Великой
Отечественной войны в составе 630-го ИАП, сформированного в основном из инструкторов
Борисоглебской лётной школы. Воевал сначала на И-16 и ЛаГГ-3, позднее на американском
"Киттихауке". В мае 1942 года был назначен командиром звена. В сентябре 1942 года
младший лейтенант Н. Л. Часнык направлен в формирующийся Истребительный авиационный
полк Особого назначения (позднее - 910-й ИАП, 9 октября 1943 преобразован в
148-й Гвардейский ИАП ОН) войск ПВО территории страны, где летал на Як-7 и Як-9.
В ночь на 2 апреля 1944 года вражеские бомбардировщики пытались
прорваться к важному объекту у города Сарны (Ровненская область Украины). При отражении
этого налёта, Н. Л. Часнык тараном уничтожил бомбардировщик противника (ударил Хе-111
консолью левого крыла по правой плоскости). Сам на повреждённой машине сумел долететь
до аэродрома и благополучно приземлиться.
К маю 1944 года заместитель командира эскадрильи 148-го Гвардейского
истребительного авиационного полка (148-я истребительная авиационная дивизия,
Войска ПВО страны) Гвардии старший лейтенант Н. Л. Часнык произвёл 685 боевых
вылетов, в 39 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 6 самолётов противника.
7 июля 1944 года одержал последнюю победу (в паре), но и сам был сбит огнём
зенитной артиллерии противника, попал в плен и был освобождён после войны.
Всего выполнил около 700 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил 13 самолётов
противника лично и 7 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 22 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением
ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8010). Участник Парада Победы 24 июня 1945
года в Москве на Красной площади.
После войны продолжал службу в ВВС страны. Летал на МиГ-15 и
МиГ-17. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию, командовал истребительным
авиационным полком войск ПВО. С 1958 года Гвардии полковник Н. Л. Часнык - в
запасе. Работал в Гражданской авиации (в аэропорту города Ростова-на-Дону).
Умер 7 декабря 1993 года.
Награждён орденами: Ленина (09.10.1943, 22.08.1944), Красного Знамени
(19.11.1942, 10.06.1943), Александра Невского (27.03.1944), Отечественной войны
1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые
заслуги" (15.11.1950).
* * *
Список известных воздушных побед Н. Л. Часнык:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
18.04.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/4) | станция Соблаго | И-16 |
19.04.1942 | 1 Хш-126 (в группе 1/4) | Холм |
21.05.1942 | 1 Ю-88 | северо-восточнее станция Охват | ЛаГГ-3 |
28.08.1942 | 1 Ю-88 | Курицко | "Киттихаук" |
19.03.1943 | 1 Ю-88 | восточнее Белый Колодезь | Як-7 |
08.05.1943 | 1 Ю-88 (в паре) | северо-восточнее Малоархангельск |
22.05.1943 | 1 Ю-87 | Кононихино |
1 ФВ-190 |
1 Ю-87 | Дуброво |
02.06.1943 | 1 До-217 (в паре) | Фатеж |
1 ФВ-190 | Пешково |
10.07.1943 | 1 ФВ-190 | севернее Малоархангельск |
20.07.1943 | 1 Ю-88 (в группе 1/3) | северо-западнее Обоянь |
25.01.1944 | 1 Ю-88 | южнее Сальково | Як-9 |
19.03.1944 | 1 Ю-87 | Сварцевиче |
2 Ю-88 |
1 Ю-88 (в паре) |
02.04.1944 | 1 Хе-111 (сбит тараном) | северо-западнее Сарны |
07.07.1944 | 1 Ю-88 (в паре) | севернее Езерск |
Всего сбитых самолётов - 13 + 7; боевых вылетов - около 700; воздушных боёв - 46.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: