Родился 10 (23) декабря 1917 года в селе Александров Дар (ныне
посёлок Рахмановка в черте города Кривой Рог, Днепропетровская область Украины).
С 1931 года жил в городе Кривой Рог. В 1932 году окончил 6 классов школы. Работал
в Кривом Роге электриком: на руднике имени МОПРа (1932-1936), на кирпичном заводе
треста "Кривстрой" (1936-1937) и на железнорудной шахте имени В. А. Валявко (июнь-декабрь
1937). В 1937 году окончил аэроклуб. 24 декабря 1937 года добровольно вступил в
ряды Красной Армии. В феврале 1939 года окончил Качинскую военную авиационную
школу лётчиков. Служил лётчиком и командиром звена 45-го ИАП (в Закавказском
военном округе; город Баку, Азербайджан). Летал на И-16 и Як-1. В августе 1941
года участвовал во вводе советских войск в Иран.
С января 1942 года лейтенант Д. Б. Глинка на фронтах Великой
Отечественной войны в составе 45-го ИАП (17 июня 1943 года преобразован в 100-й
Гвардейский ИАП). Летал на Як-1 и "Аэрокобре". Был лётчиком, командиром звена,
адъютантом эскадрильи, начальником воздушно-стрелковой службы полка и заместитель
командира полка. Сражался на Крымском, Северо-Кавказском, Южном, Закавказском,
4-м Украинском, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах.
9 мая 1942 года в районе села Ленинское (ныне райцентр Республики
Крым) его Як-1 был сбит в воздушном бою. При приземлении на парашюте получил
сильное сотрясение мозга и около 2-х месяцев находился на излечении в госпитале.
10 марта 1943 года в большом бою, где участвовало более 100 самолётов с обеих
сторон, снова был сбит, выбросился с парашютом.
К 1 апреля 1943 года помощник командира по воздушно-стрелковой
службе 45-го ИАП (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия,
Северо-Кавказский фронт) старший лейтенант Д. Б. Глинка совершил 146 боевых
вылетов, в 41 воздушном бою сбил лично 15 самолётов противника. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года удостоен звания Героя Советского
Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 906).
Продолжая вести боевую работу в составе 100-го Гвардейского ИАП
(9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия), к
29 июля 1943 года Гвардии капитан Д. Б. Глинка выполнил 183 боевых вылета, провёл
62 воздушных боя и сбил лично 29 самолётов противника. Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза
с вручением второй медали "Золотая Звезда" (№ 9/II).
16 сентября 1943 года прославленный ас едва не погиб на земле.
Из-за взрыва упавшей поблизости бомбы-"лягушки" он получил множественные лёгкие
ранения ног и на 6 месяцев выбыл из строя. 18 июля 1944 года транспортный Ли-2,
на котором он летел, попал в катастрофу: самолёт ударился о вершину горы. Дмитрия
Глинку с двумя товарищами спасло лишь то, что они расположились в хвосте машины
- спали на самолётных чехлах. Все другие пассажиры и экипаж погибли. В результате
аварии он получил тяжёлые травмы: несколько дней был без сознания. Выписался из
госпиталя через 2 месяца и ещё 3 месяца "приходил в себя".
Войну закончил Гвардии подполковником, заместителем командира
(он же инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта) своего родного
100-го Гвардейского ИАП. Всего совершил 282 боевых вылета, провёл 94 воздушных
боя и сбил лично 50 самолётов противника. Участвовал в обороне Крыма и Кавказа,
воздушном сражении на Кубани, Донбасской, Мелитопольской, Львовско-Сандомирской,
Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской
операциях.
После войны продолжил службу в ВВС страны. До февраля 1946 года
был заместителем командира 100-го Гвардейского ИАП (в Центральной группе войск,
Австрия). В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (в Монино). С мая 1951
года - командир 351-го ИАП, С августа 1951 по январь 1954 гг. - командир 530-го
ИАП (в Приморском военном округе; Ляодунский полуостров, Китай). Летал на Ла-11,
освоил и реактивный МиГ-15. С января 1954 по январь 1958 гг. - заместитель
командира 149-й ИАД (в Приморском военном округе; с мая 1955 года - в Северной
группе войск, Польша). Летал на МиГ-15 и МиГ-17. С января 1958 года - заместитель
командира по лётной подготовке, а с июня 1958 по август 1959 гг. - 1-й заместитель
командира 119-й ИАД (в Одесском военном округе; Молдавия). Летал на МиГ-17 и МиГ-19П.
С августа 1959 по апрель 1960 гг. - 1-й заместитель командира 283-й ИАД (в Закавказском
военном округе; Грузия). Летал на МиГ-17. С 11 июля 1960 года Гвардии полковник
Д. Б. Глинка - в запасе.
В 1960 году окончил курсы при Школе высшей лётной подготовки Гражданского
Воздушного Флота. С октября 1960 года работал пилотом в 200-м авиаотряде (аэропорт Внуково),
с июля 1962 по май 1965 гг. - вторым пилотом в 207-м авиаотряде международной
авиагруппы ГВФ (аэропорт Шереметьево). Летал на Ту-104. В 1965-1978 гг. работал
инструктором на тренажёре в 18-м учебно-тренировочном отряде Центрального управления
международных воздушных сообщений Аэрофлота (аэропорт Шереметьево). Жил в Москве.
Умер 24 февраля 1979 года, похоронен на Кунцевском кладбище (участок 9).
Бронзовый бюст Д. Б. Глинки установлен в посёлке Рахмановка,
входящем в город Кривой Рог, где его именем названа улица. Имя дважды Героя
присвоено и пассажирскому самолёту Сухой SuperJet 100 (RA-89046, авиакомпания
"Аэрофлот - российские авиалинии").
Награждён орденами: Ленина (24.04.1943), Красного Знамени
(09.09.1942, 03.11.1942, 22.04.1943, 03.11.1944, 04.06.1955), Отечественной
войны 1-й степени (29.12.1943), Александра Невского (13.05.1945), Красной Звезды
(22.02.1955, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (24.06.1948).
* * *
Список известных воздушных побед Д. Б. Глинки:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
09.04.1942 | 1 Ю-88 | Арабатская стрелка | Як-1 |
30.04.1942 | 1 Ю-88 | Аджибай |
08.05.1942 | 1 Ме-109 | Ак-Чалуле |
09.05.1942 | 3 Ю-87 | Ленинская |
13.07.1942 | 1 Хе-111 | Каменск |
17.08.1942 | 1 Ме-109 | хутор Саратовский |
02.09.1942 | 1 Ме-109 | Калиновский |
06.09.1942 | 1 Ме-109 | Аки-Юрт |
1 Ме-109 | Вознесенское |
10.03.1943 | 2 Ю-88 | Мефодиевское | "Аэрокобра" |
27.03.1943 | 1 Ме-109 | западнее Славянская |
30.03.1943 | 1 Ме-109 | Анастасиевская |
01.04.1943 | 1 Ме-109 | Крымская |
10.04.1943 | 1 Ме-109 |
15.04.1943 | 2 Ме-109 | Крымская - Абинская |
1 Ме-109 | западнее Крымская |
21.04.1943 | 1 Ме-109 | юго-западнее Новороссийск |
26.05.1943 | 2 ФВ-190 | Киевское |
1 Хш-123 |
27.05.1943 | 1 Ю-87 | восточнее Киевское |
1 Ме-109 | южная окраина Киевское |
28.05.1943 | 1 Ме-109 | Киевское |
02.06.1943 | 1 Ме-109 | западнее Крымская |
16.06.1943 | 1 Ме-109 | восточнее Курчанская |
17.08.1943 | 1 Ме-109 | западнее Изюм |
19.08.1943 | 1 ФВ-190 | западнее Долгенькая |
22.08.1943 | 1 Ме-109 | Калиновка |
1 ФВ-190 | западнее Куйбышево |
24.08.1943 | 1 Ю-88 | юго-западнее станции Квашино |
1 Ю-87 |
31.08.1943 | 2 Ме-109 | Фёдоровка |
1 Ме-109 | Благодатное - Егоровский |
30.05.1944 | 1 ФВ-190 | южнее Подуелоей |
03.06.1944 | 2 Ю-87 | западнее Епурени |
1 ФВ-190 | станция Мовилени |
04.06.1944 | 1 ФВ-190 | Епурени |
1 ФВ-190 | Захорна |
14.07.1944 | 1 ФВ-190 | Горохув |
16.07.1944 | 1 Ме-109 | северо-западнее Княжув |
18.04.1945 | 1 ФВ-190 | севернее Шпремберг |
1 ФВ-190 | юго-западнее Шпремберг |
1 Ме-109 | Шпремберг |
30.04.1945 | 1 Ме-109 | Мейссен |
Всего сбитых самолётов - 50 + 0; боевых вылетов - 282; воздушных боёв - 94.
|
Из фотоматериалов военных лет:
Из материалов прессы военных лет: