Родился 1 октября 1918 года в городе Верном Семиреченской области
Туркестанской АССР (ныне город Алматы, Казахстан). В 1936 году окончил 8 классов школы в
родном городе. Работал садовником. С 12 августа 1936 года в рядах Красной Армии, призван
Алма-Атинским ГВК. По комсомольской путёвке был направлен в Оренбургскую военную авиационную
школу лётчиков, которую окончил в декабре 1938 года. Служил лётчиком 49-го ИАП (в Ленинградском
военном округе; город Псков). Летал на И-15бис и И-153.
Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта
1940 года в составе 49-го ИАП (ВВС 8-й Армии и ВВС 15-й Армии, Северо-Западный фронт).
Совершил 59 боевых вылетов на И-153, воздушных побед не имел. Награждён орденом Красной
Звезды.
После окончания боевых действий на Карельском перешейке продолжал службу
командиром звена 49-го ИАП (в Прибалтийском военном округе), летал на И-153. С мая 1941 года
- заместитель командира эскадрильи 271-го ИАП (в Северо-Кавказском военном округе), летал на
И-16.
С октября 1941 года лейтенант С. Д. Луганский в действующей армии: в
составе того же 271-го ИАП, летал на ЛаГГ-3. Был командиром звена, заместителем командира
эскадрильи. Воевал на Южном фронте. Участвовал в обороне Ростова-на-Дону и Ростовской
наступательной операции.
С мая 1942 года воевал в составе 270-го ИАП в должности заместителя
командира эскадрильи. Летал на ЛаГГ-3, затем (с 1943 года) на Як-1. Перед летней кампанией
1943 года получил звание капитана и был назначен командиром эскадрильи. Сражался на Южном,
Северо-Кавказском, Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Участвовал в Донбасской
оборонительной операции, Курской битве, Белгородско-Харьковской и Полтавско-Кременчугской
операциях, битве за Днепр, Кировоградской операции и освобождении Румынии.
К 7 августа 1943 года командир эскадрильи 270-го истребительного
авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный
корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) капитан С. Д. Луганский совершил 221 боевой
вылет, в воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника (из них 5 побед одержал всего
за 5 летных дней с 5 по 10 июля). За эти подвиги был представлен к званию Героя Советского
Союза, которое присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года
с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1493).
Жители Алма-Аты собрали 180 тысяч рублей для покупки самолёта своему
земляку. Луганский долго выбирал себе машину на Саратовском авиазаводе, пока сам директор
не указал ему на отдельно стоящий Як-1Б. Этот самолёт в своё время был изготовлен с особым
тщанием по распоряжению главного конструктора А. С. Яковлева для проведения сравнительных
боёв с истребителями других типов. Естественно, что машина ему понравилась. Её борт был
украшен надписью: "Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодёжи
г. Алма-Аты".
Продолжая боевую работу в составе того же полка, к декабрю 1943 года сбил
лично ещё 13 вражеских самолётов. В начале ноября 1943 года командир эскадрильи 270-го
истребительного авиационного полка (203-я ИАД, 1-й ШАК, 5-я ВА, 2-й Украинский фронт)
капитан С. Д. Луганский был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда"
(награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года).
В июле 1944 года майор С. Д. Луганский стал командиром своего полка
(который 5 февраля 1944 года был преобразован в 152-й Гвардейский ИАП). Сражался на 2-м
Украинском и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в Львовско-Сандомирской и Сандомирско-Силезской
операциях.
В марте 1945 года командующий 1-й Украинским фронтом Маршал Советского
Союза И. С. Конев направил С. Д. Луганского на учёбу в Военно-Воздушную академию, вызвав
его перед отъездом для личной беседы. К этому времени совершил 390 боевых вылетов, лично
сбил 34 и в группе 1 самолёт противника.
В 1949 году окончил Военно-Воздушную академию (В Монино). С мая 1949 года
служил заместителем командира по лётной части, а в мае 1952 - марте 1956 гг. - командиром
42-й ИАД (в Северо-Кавказском военном округе). Летал на МиГ-15 и МиГ-17. В середине 1950-х
ггг. дивизия была передана в состав Войск ПВО страны. В марте 1956 - марте 1957 гг. -
командир 39-й ИАД ПВО (в Минском корпусе ПВО). Летал на МиГ-17 и МиГ-17ПФ. В марте 1957 -
июле 1960 гг. - командир 72-го Гвардейского ИАК ПВО (в Бакинском округе ПВО). В июле 1960
- декабре 1964 гг. - заместитель командира 11-го корпуса ПВО (штаб - в городе Барановичи
Брестской области, Беларусь). С 19 января 1965 года генерал-майор авиации С. Д. Луганский
- в запасе. Жил в городе Алма-Ате (ныне Алматы). Умер 16 января 1977 года. Похоронен на
Центральном кладбище в Алма-Ате.
Бронзовый бюст С. Д. Луганского установлен в городе Алма-Ате (ныне Алматы),
где его именем названа улица.
Награждён орденами: Ленина (02.09.1943), Красного Знамени (23.02.1942,
22.07.1943), Александра Невского (05.09.1944), Красной Звезды (19.05.1940, 19.11.1951);
медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.11.1946).
* * *
 |
 |
 |
Список известных воздушных побед С. Д. Луганского:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
21.10.1941 | 1 Ме-109 | станция Синявка | ЛаГГ-3 |
17.11.1941 | 1 Ме-109 | Азов |
24.07.1942 | 1 Ме-109 | Южный фронт |
05.07.1943 | 1 ФВ-190 | аэродром Сокольники | Як-1 |
1 Хш-126 | район Харькова * |
07.07.1943 | 1 Хш-126 | Ново-Александровка |
1 Ю-87 | Яковлево |
10.07.1943 | 1 Ю-88 | Терновка |
14.07.1943 | 1 Ме-109 | Оскочное |
17.07.1943 | 1 Хш-126 | район Белгорода * |
23.07.1943 | 1 Хш-123 | Андреевские |
25.07.1943 | 1 Ме-109 | Шопино |
03.08.1943 | 1 ФВ-190 | Болховец |
1 Ме-109 | Стрелецкое |
05.08.1943 | 1 Ме-109 | западнее Пушкарное |
1 ФВ-190 | Бессоновка |
06.08.1943 | 1 Ме-109 | Ново-Николаевка |
07.08.1943 | 1 Ю-87 | Крестовой |
17.08.1943 | 1 Ме-109 | Ольшаны |
18.08.1943 | 1 ФВ-190 | Котляры |
23.08.1943 | 1 ФВ-190 | Покатиловка |
02.09.1943 | 1 Ме-109 | северо-восточнее Михайловка |
05.09.1943 | 1 Ме-109 | юго-восточнее Борки |
06.09.1943 | 1 Ме-109 | Крестище |
07.09.1943 | 1 Ме-109 | Рябухино |
09.09.1943 | 1 ФВ-190 | Коряги |
10.09.1943 | 1 Ме-109 | Тёщина Поляна |
03.10.1943 | 1 ФВ-190 | Бородаевский |
04.10.1943 | 1 Ме-109 | Лиховка |
28.11.1943 | 1 Ме-109 | Знаменка |
16.04.1944 | 1 Ме-109 | Красноармейская |
02.06.1944 | 1 Ме-109 | Мунтени |
04.06.1944 | 1 Ме-109 | Валя Лупулуй |
1 Ме-109 (в группе 1/3) |
05.06.1944 | 1 ФВ-190 | Хорлешти |
Всего сбитых самолётов - 34 + 1; боевых вылетов - 390.
|
* Победа включена в
список на основании Представления к званию ГСС, в оперативных и отчётных документах не
упоминается.
Из фотоматериалов разных лет:
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Из материалов прессы военных лет:
"Лётчик-истребитель Герой Советского Союза гвардии полковник Н. С.
Герасимов за годы войны вырастил десятки советских весов. В числе его лучших
воспитанников - дважды Герой Советского Союза С. Д. Луганский.
На нашем снимке: встреча Н. С. Герасимова с бывшим своим учеником
- лётчиком Луганским. В воздушных боях дважды Герой Советского Союза, С. Д. Луганский
сбил лично 37 вражеских самолётов; часть, которой он командует, истребила более 260
немецких самолётов.
(Фото из журнала "Огонёк", № 36 за 1944 г.)
|